Филин

Виктория Прокопович

Романчук: «Расширение практики крепостного права»

Уехали из страны? Вы за это заплатите. Или как власть доит средний класс.

Очередное постановление правительства взбудоражило белорусов, собирающихся покидать страну, или тех, кто уже сделал это. Те, кто выехал за границу более чем на 30 дней и не занят в экономике, будут оплачивать коммунальные услуги по полным тарифам.

Исключений совсем немного: выезд на лечение, работа в диппредставительствах либо официальная работа в странах ЕАЭС. Зато отсчет 30-дневного срока начинается задним числом, с 1 марта, и каждый месяц несколько госструктур будут сверять и актуализировать списки «заграничных иждивенцев».

В чем смысл и что может стимулировать подобная мера, Филин обсудил с экономистом Ярославом Романчуком.

— Это расширение практики крепостного права — что хочу, то и творю, — считает эксперт. — Белорусские власти, расписываясь в собственном бессилии и злобе, расписываясь в зависти к успеху других людей, решили их «подоить».

Экономической логики в повышении тарифов нет, отмечает Романчук, зато есть мощный удар по творческому классу и стимул для уехавших выйти из белорусского гражданства:

— Режим пытается посадить большую часть белорусов за «железный занавес» и одновременно подталкивает к переезду человеческого капитала в другие страны, где совершенно иные представления о свободе, демократии, человеческом достоинстве, о правах собственности.

Кроме злобы, мести и мелкотравчатой попытки насолить людям, я не вижу ничего иного в этом решении. С точки зрения экономики, эти деньги не помогут ни ЖКХ, ни рынку жилья, который в Беларуси уже радикально просел и будет проседать еще больше: все строящиеся объекты, в которые вкладывались миллиарды долларов, на глазах подешевели раза в 3-4…

Я, случалось, бывал в Приднестровье. И там все выглядело аккуратненько, чистенько, но притом очень по-советски, за редким исключением. То же самое происходит в Беларуси: какой-то уровень зафиксировали, и лучше уже точно не будет, по крайней мере, когда будут приниматься решения такого рода: рост тарифов на ЖКУ для уехавших, повышение налогов для ПВТ.

По мнению аналитика, подобная мера приведет к тому, что многие уже находящиеся за границей белорусы будут «рвать все корни»: продавать недвижимость в стране, забирать к себе родственников. И это еще больше углубит демографический кризис.

С 2020 года, по некоторым данным, Беларусь уже потеряла около 150 тысяч своих граждан. Теперь статус соучастника российской агрессии уж точно не прибавляет симпатий к государству как извне, так и изнутри. По оценкам собеседника «Филина», в ближайшие несколько лет отток еще около 1 миллиона человек неизбежен.

— Прикинем: у нас будет около 3 миллионов пенсионеров, около полумиллиона людей в погонах, включая армию и силовиков, порядка 700 тысяч лишних работников — перспективы для экономики так себе, — говорит эксперт. — Следующим шагом, наверное, будет восстановление колхозно-совхозной системы, в которой каждый должен будет отработать неделю для обеспечения продовольственной безопасности. К этому все идет.

Между тем, цена вопроса для отдельно взятой белорусской семьи немаленькая. Те, кто снимает жилье у «тунеядцев», то есть людей, официально не занятых в отечественной экономике и не уплачивающих здесь налоги, приводят цифры: «коммуналка» за двухкомнатную квартиру в отопительный сезон обходится около 200 рублей, арендующие «однушку» платят по 90-130 рублей.

— Потери будут, — комментирует эти цифры экономист. — Поскольку власть ведет войну против собственного среднего класса, посмевшего накопить какие-то ресурсы и прикупившего себе квартиры. По этой, психологически ущербной, логике всех их государство пытается загнать обратно в канаву, и я даже не представляю, какой будет демографическая яма в ближайшие несколько лет.

— Те, кто не смогут или не захотят продавать квартиры, будут вынуждены или платить гораздо больше по «экономически обоснованным» тарифам, или правдами и неправдами прописывать «нетунеядцев». Не спровоцирует ли это всплеск коррупции?

— Не думаю, что перепрописка будет иметь массовый характер — каждый будет крутиться по-своему: кто-то плюнет и будет платить больше, кто-то пропишет родственников из деревни, многие, скорее всего, будут стремиться избавиться от недвижимости.

А с точки зрения перспектив, если проанализировать посыл для тех белорусов, которые убежали от режима, убежали от войны, зарабатывают и при том ежегодно присылают в страну по 2-3 миллиарда долларов, чтобы уже здесь люди могли платить за образование, медицину, ту же коммуналку. Станут ли они это делать сейчас? Это чистый пример того, как власти вновь бомбят Бобруйск.

Любые решения правительства, подчеркивает эксперт, должны быть нацелены на развитие и давать гражданам какую-то позитивную мотивацию. Но в данном случае происходит с точностью до наоборот:

— Мотивация — не покупай недвижимость, живи в общежитии, либо записывай квартиры на кого-то еще, либо попросту получай образование — и поскорее уезжай.

Я знаю довольно много богатых людей, которые уже 5-10 лет назад специально отправляли детей за границу, чтобы они там учились, работали, покупали жилье — и позже забирали родителей к себе, чтобы те не встречали пенсию в Беларуси. Оказывается, они были достаточно прозорливы и раскусили эту казарменную модель.

Следующим шагом, говорит Ярослав Романчук, может быть увеличение каких-то обязательных отработок для специалистов, чтобы удержать квалифицированные кадры в школах, больницах, инфраструктуре.

Ностальгирующие по СССР чиновники, опять же, могут вспомнить практику изымания паспортов у сельского населения и выдачу специальных разрешений на выезд.

— Не часто, но все-таки бывали случаи в Беларуси, когда откровенно неудачные решения правительства «откатывали» назад. Сейчас это возможно?

— Это было бы возможно, как в случае с «тунеядским» декретом, если бы было массовое народное возмущение. Но ведь такое решение не бьет по человеку, который живет от зарплаты до зарплаты, оно не затрагивает 28-30% электората Лукашенко, которых все устраивает и на все наплевать.

Этот удар бьет по среднему классу, а количество людей, у которых в собственности несколько квартир — от силы 5-7% (на конец 2020 года таковых, по подсчетам Министерства по налогам и сборам, было даже меньше — 195 тысяч человек, или чуть больше 2% населения — Ф.). И именно им власть подает сигнал: вы здесь не нужны, потому что, помимо того, что вы зарабатываете, вдруг решили, что вы имеете свободы и права — ан нет, не получится.

Поэтому, думаю, в ближайшие пару лет креативный класс Беларуси, не желающий признавать себя рабом и с гордостью под этим подписаться, будет оставаться белорусским по духу и рождению, но не по паспорту.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(79)