Романчук: «Думаете, эта щедрость просто так — за идеологическую близость режимов, за союзное государство?»

Экономист — о неизбежной расплате за льготные цены на российские энергоресурсы.

— Прошло заседание высшего госсовета Союзного государства, и как ни удивительно, в этот раз не было обсуждения одной из основных тем в отношениях Беларуси и России — темы нефти и газа, — говорит Ярослав Романчук в программе Экономика здравого смысла. — Может показаться, что все вопросы уже оговорены и стороны готовы подписывать энергетическую карту. Но эта победа чья — Беларуси, России, нефтебаронов?

Ярослав Романчук

Самый приятный момент для белорусских властей — конечно, цены. Сегодня нефть и газ поставляются в Беларусь по цене в 4-5 раз меньше мировой спотовой цены. Это гигантский грант, который оценивается для Беларуси с ее нынешними условиями и уровнем производства примерно в $12-15 миллиардов.

— Понятно, что эти деньги не являются только частью прибыли ЗАО «Семья», — отмечает экономист, — они делятся в определенных пропорциях в том числе с российскими олигархами. Но главное, что краткосрочно белорусские власти выторговали себе такие условия.

Эксперт напоминает о споре относительно налогообложения — когда в России ввели так называемый налоговый маневр, обернувшийся для Беларуси повышением стоимости нефти:

— Тут Александр Лукашенко начал возмущаться, мол, нам бы тоже получать компенсации по акцизам из России. И вот уже в марте-апреле 2023-го эти компенсации «поплывут» в Беларусь. Это еще один канал финансирования белорусского Госплана, что не может не радовать белорусских чиновников.

Дальше заговорили и о том, что промышленность Беларуси и России, как единый комплекс, должна бы иметь одинаковые энергетические условия. Таким образом, зарабатывают те, кто использует дешевые энергоресурсы для производства товаров и торговли ими в России или через Россию. Конечно, это создает дополнительные для повышения зарплаты, платежной стабильности — вне сомнения, это серьезный грант, и здесь не стоит ждать никакого провала.

Однако энергетический комплекс, продолжает Ярослав Романчук, — сегодня это не только нефть и газ, но и проникновение в промышленность: многие белорусские заводы работают на российский ВПК.

— Но когда Беларусь и Россия подпишут-таки энергетическую хартию или карту, согласуют единый баланс, единую политику — скажите, что вообще останется независимого в энергетической политике Беларуси?

Будут ли снижены тарифы на коммунальные услуги для населения? А для малого и среднего бизнеса? Или грант, который выторговали нефтяные и газовые бароны России и Беларуси, пойдет преимущественно им в карман? А у нас будет еще большая зависимость от крупнейшего покупателя белорусских товаров — России. Поскольку почти 70% экспорта товаров занимает российское направление, понятно, кто здесь диктует условия.

Тихой сапой, через различные механизмы и инструменты кооперации, энергетические договоренности, БелАЭС, опять же, — Беларусь все больше становится похожей на субъект РФ. Люди, которые думают лишь о чарке и шкварке, скажут: а что такого? Есть же работа, транспорт ходит, ЖКХ работает, неужто вы хотите, чтобы стало хуже. Но вопрос в том, какова будет цена за оказанную поддержку.

— Думаете, эта щедрость просто так — за идеологическую близость режимов, за союзное государство? — задается вопросом экономист. — Полагаю, ситуация совершенно иная. И когда Россия потерпит неизбежное поражение в войне, которую она развязала на территории Украины, тогда все эти механизмы начнут работать.

Люди, которые «дербанят» энергетический грант, работают не на Россию и не на Беларусь, а на свой карман, чтобы в случае изменения геополитической ситуации эти богатства пошли на полное подчинение той территории, которая будет образована после войны. Тогда начнется настоящая борьба за независимость — и, к сожалению, в ней против независимости будут как раз те директора, которые сегодня радуются очень низким тарифам на газ и нефть.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(32)