Филин

Иван Корсак

Романчук: «А1 может стать австрийским Юрием Чижом, любимчиком, которому сказали гудбай»

Экономист — о том, почему власти начинают проверку деятельности мобильного оператора.

Заместитель главы Администрации президента Игорь Луцкий накануне сообщил, что Лукашенко дал команду провести оценку действия компании А1, а также принять «самые жесткие меры».

Вскоре стало известно, что A1 Telekom Austria Group проверит и ОАЦ – в апреле 2022-го.

Незадолго до этого силовики задержали пресс-секретаря компании Николая Бределева, которого обвинили в «сливе данных».

Экономист Ярослав Романчук в беседе с Филином высказал мнение, что это чисто политическая история:

– Дело в том, что вечных союзников, а тем более друзей у Лукашенко не бывает. Более двадцати лет австрийский бизнес (А1, «Райфайзенбанк») был активным коммерческим партнером белорусских властей.

Естественно, это было на руку всем. Было много дипломатических поездок, поездок премьер-министра, министра иностранных дел в Австрию. Это все было в рамках особых отношений режима с Веной. Все это подавалось в рамках попыток диалога.

Австрийцы, как, в свое время, немцы, думали, что смогут смягчить режим, направить его в сторону демократии.

В сегодняшней ситуации Лукашенко надеялся на свое лобби в Европе, но австрийцы сказали нет. Даже они не в состоянии нейтрализовать токсичность белорусского режима.

Правитель Беларуси на все это, видимо, ответил, что он не просто так создал для Австрии такие возможности зарабатывать деньги, нужно отрабатывать, а если нет — потеряете бизнес. Эти действия направлены на то, чтобы активизировать тех людей, с которыми Лукашенко работал более двадцати лет.

Понимаете, чтобы танцевать танго, нужны двое. Так что в этих схемах были замешаны не только представители власти, но и австрийцы. Я не говорю, что А1 был каким-то криминальным бизнесом – нет. Тем не менее, есть схемы, которые позволяют работать не в режиме открытой конкуренции.

Эксперт считает, что инициатива провести большую конференцию в Вене по белорусскому вопросу была попыткой австрийцев спасти свою репутацию.

– Австрийцам же надо хорошо выглядеть не только перед своими партнерами в Беларуси, но и перед другими стейкхолдерами, перед общественным мнением.

Возможно, они не согласовали свою позицию с Лукашенко. С одной стороны, они не могли не провести данную конференцию, чтобы обезопасить свою репутацию в Европе. С другой — понимали, что контакта с белорусскими властями нет.

В ответ Лукашенко принимает такой шаг с А1.

Все это показывает на то, что как только европейские компании начинают решать в Беларуси свои краткосрочные коммерческие интересы, а не ориентируются на ценностную политику, то сначала они зарабатывают, а потом их кидают.

А1 может стать австрийским Чижом, который был любимчиком. Все, что нужно, делал. А потом в один момент ему сказали: «Гудбай».

Какие же сценарии возможного развития событий с А1 на сегодня возможны?

– Есть несколько вариантов — штрафы. Они нужны для того, чтобы принудить к диалогу, к разговорам. Задействовать лоббистские возможности Австрии в Европе, чтобы снизить санкции. Второй вариант — принуждение к продаже на дико невыгодных условиях. Третий — введение норм регулирования, действия которых будет невозможно выполнять.

Начнут подставлять — способов воздействия огромное количество. Это может быть не только А1, но и «Райфайзенбанк», и другой австрийский бизнес.

Как только потянут веревочку, то австрийцы, которые «плевали» на позицию ценностной Европы, посыплются. Чиж тоже «плевал».

Беларусь продолжает надеяться на переговоры через Австрию. Канцлера Курца недавно уволили, но там таких, как он, может быть много. Недаром Австрию называют задним двором российской внешней политики.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(76)