Роднянский: «Россия сама убивает собственную культуру»

Известный продюсер — о новом фильме Лозницы и трагедии войны.

— Самый знаменитый украинский режиссёр в девятый раз участвует в Каннах, — пишет Александр Роднянский. — Новый фильм Сергея Лозницы называется «Вторжение» и представляет из себя эпическую картину жизни (!) страны во время войны, которую принесла Россия в Украину.

Александр Роднянский

За два года полномасштабной агрессии было сделано уже немало документальных фильмов, один из которых получил заслуженный «Оскар». Первый в истории для украинских авторов.

Но фильм Лозницы отличается от всех.

«Вторжение» — это собрание эпизодов, снятых в разных концах Украины - от Львова до Одессы, от Полтавы до Киева. Лозница собрал эти эпизоды в цельное художественное произведение. Он, как всегда, подчеркнуто отстранен (хотя это лишь видимость - как всегда), его камера, как правило, статична, режиссер внимательно следит за людьми. И деталями.

Ни авторского текста, ни интервью участников, ни мнений экспертов. Только наблюдение за происходящим.

А что происходит?

Отпевание погибших украинских военных. Нежное знакомство

молодого отца в камуфляже со своим новорожденным сыном в роддоме.   Свадьба у знаменитого оперного театра в Одессе (и снова жених в военной форме), вальс на улицах города. Реабилитацию людей, потерявших конечности и учащихся жить с протезами. Уроки в школе, продолжающие после сирены воздушной тревоги в бомбоубежище. И многое другое.

Страна в фильме Лозницы продолжает жить.

В фильме много эпизодов, где с трудом сдерживаешь слезы. Невозможно остаться равнодушным, когда видишь разбор завалов после бомбежки. Или слушая будничные признания волонтерки о том, как она ждет праздников, когда, по слухам, состоится обмен пленными и ее муж вернется домой.

Само название «Вторжение» воспринимается в более широком смысле. И как война, идущая с 2014-го на востоке страны, а последние два года - во всей стране. И как вторжение войны в саму жизнь.

Меняющее все в привычном ее укладе.

И тут возникает самый неожиданный и болезненный эпизод.

Начинается он кадрами памятника Пушкину, на постаменте которого множество надписей, далеких от любви. И продолжается уничтожением русскоязычных книг. Стихи Блока и любимое во времена перестройки «Чучело» Железникова, Достоевский, Маяковский, Сергеев-Ценский с «Преображением России» и Новиков-Прибой с «Цусимой», Гиляровский, «Миры братьев Стругацких» и полное собрание трудов Сталина, Акунин и даже Андре Моруа с Робертом  Желязны — все эти и тысячи других книг перемалываются и превращаются в труху...

Страшный образ расставания с прошлым.

На фоне прощания с погибшими, обрушения домов и будничной жизни под бомбами размышлять про русскую культуру, по меньшей мере, неуместно.

Россия сама убивает собственную культуру. Фильм Лозницы это наглядно демонстрирует. Как и трагедию войны.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(25)