Родителей обвиняемых в терроризме охраняют от самосуда

Пятый месяц крепкие парни провожают их на работу, в магазин и даже на выгул собаки.

А Витебск уже и забыл про теракт, как и про взрывы 2005 года, когда в центре города, неподалеку от гостиницы «Эридан», пострадало несколько десятков человек. Это ощущение только крепнет по ходу общения с витеблянами.

На мощенной булыжниками пешеходной улице Суворова два колоритных маляра подкрашивают домики.

- Какой суд? - настороженно вглядывается в меня голубоглазый мастер. Сообразив, о чем идет речь, тут же поясняет: - Да, забыли. Да и как не забыть, коли информации нету… Мы же люди простые, без компьютеров, а больше нам никто ничего и не говорит…

Зато горой встает на защиту родного города.

- Да какие взрывы? Тихо у нас, я с 89-го года в Витебске живу - никаких взрывов не слышал. Разве что под новый год ребятня с петардами балуется, да в честь молодоженов салюты возле Ледового дворца запускают…

«После теракта в Минске весь Витебск перетрясли»

- А ведь парни могут быть и невиновны, - задумчиво рассуждает второй маляр. - У нас ведь уже было одно витебское дело. Двух братьев (Виталия и Юрия Мурашко обвиняли во взрывах 2005 года, в которых теперь обвиняют Коновалова и Ковалева. - Ред.) несколько месяцев в тюрьме держали, а потом отпустили за недоказанностью вины…

- Как ни странно, но в Витебске про минский теракт говорить не принято. После него у нас весь город перетрясли. И ко мне с обыском приходили, - вздыхает продавец, торгующий старинными монетами и марками неподалеку от Ратуши. - У меня оружие зарегистрировано, до этого его пять раз проверяли. Но как минское метро взорвали, снова пришли. Оружие изъяли, нашли неполадку, выписали штраф. Пистолет, правда, потом вернули. Зато меры безопасности в городе усилили. По мне, так чересчур. Я сам чернобылец, с товарищами каждый год 26 апреля собирались почтить память ушедших. В этом году не довелось. Хотя мы и венок купили, хотели на воду спустить, и священника пригласили, чтобы молитву прочел. У нас мирная акция, мы каждый год в центре Витебска ненадолго собирались, а тут не разрешили…

А что касается теракта, то у народа не то чтобы страх, но некое опасение присутствует. Будто если про него не говорить, то словно и не было беды. Вот и помалкивают, на всякий случай. А может, это потому, что Минск далеко?..

«О теракте мы знаем только то, что сказали по телевизору»

Молодожены съезжаются в старый город прогуляться по пешеходной дорожке, спуститься к мосту Пушкина. Счастливые мужья подхватывают на руки любимых и гордо переносят через реку.

- А что обсуждать, когда мы про этот теракт ничего толком и не знаем? И парней этих, которых обвиняют, не осуждаем и не жалеем. Эмоции ведь когда появляются? Когда событие понятно. А тут что? Знаем только то, что по телевизору сказали. Мол, раскрыли теракт через сутки после взрыва. Вот это-то и подозрительно! - понижает голос парень из свадебного кортежа. - Вот тут я уже могу предполагать: раз так быстро раскрыли, значит, вели их, подозревали в чем-то?

Короче, пока вопросов больше, чем ответов. Вот и сомневается народ…

Кафе в центре Витебска пустует, уборщицы орудуют швабрами, официантки томятся в ожидании посетителей.

- А какой смысл им был взрывать? - живо поддерживает тему блондинка у кассы. - Вот этого я понять не могу. У нас народ миролюбивый, тихий, а тут - теракт! Поэтому и слухи разные ходят. Может, их кто-то подставить хотел?

«У подъезда главного обвиняемого появились «новые соседи»

Микрорайон Марковщина, где жили обвиняемые, находится на окраине Витебска. Магазин, школа, детский сад, серые пятиэтажки соседствуют с унылым частным сектором.

Возле подъезда главного обвиняемого пустынно. У бордюра выстроились подержанные машины. Непосвященный и не заметит среди прочих серебристое авто с пассажирами.

- Вскоре после теракта в нашем доме появились, как я их называю, «новые соседи». Они охраняют родителей главного подозреваемого в теракте Дмитрия Коновалова, - рассказал «КП» сосед главного подозреваемого. - Они сопровождают маму Дмитрия на работу, в магазин и даже на выгул собаки. Охрана обитает в машине или на скамейке от рассвета до заката. Появилась она после того, как в квартире Коноваловых разбили стекло. Возможно, это и вызвало необходимость присутствия охранников - чтобы народ не устроил самосуд. Жильцы успели привыкнуть к ним - эта охрана уже составляет неотъемлемую часть пейзажа нашего двора.

У двери Коноваловых кнопка квартирной сигнализации. Красная лампочка не горит, значит, хозяева дома. На звонок реагируют не сразу. Дверь приоткрывается ровно настолько, чтобы хозяин мог одним глазом увидеть посетителя. Непрошеный гость рассмотрен, дверь безмолвно захлопывается...

Соседи уверяют, что не испытывают к родителям обвиняемых агрессии. Они-то в чем виноваты? Пережить такое не пожелаешь и врагу. Ведь кроме Дмитрия Коновалова еще весной задержали его старшего брата и отца, который когда-то работал часовым мастером. Соседи заметили, что теперь мужчина седой, а мама весной из-за переживаний попала в кардиологию...

«Эти парни хотели чего-то особенного…»

Многие кивают на подвал. Мол, разгадка может быть именно в нем: была ли там лаборатория для изготовления взрывчатки? Еще весной приятель Коновалова рассказал «КП», что когда-то заглядывал внутрь - полутораметровый пятачок был практически пуст.

- А что еще они могли вам сказать? - усмехается парень возле магазина. - Я знал этих ребят, они могли все делать по-умному, потому что всегда хотели чего-то особенного…

- А кто не хочет особенного? - подключается к разговору симпатичный мужчина. - Все мы хотим и особенной жизни, и особенных эмоций. Весь вопрос - в цене.

После теракта на витебских домах расклеили объявления о проверке подвалов.

- У меня там старая мебель стояла, пригрозили санкциями пожарной службы, пришлось вывозить на дачу, - рассказал «КП» житель того самого дома, по улице 39-й Армии, где 10 лет назад по данным следственных органов Коновалов и Ковалев устроили взрыв на лестничной площадке, выбив таким образом стекла в подъезде.

- Не припомню такого, хотя, может, я и в отъезде был…

- В этом доме однажды в газовой плите припрятанную взрывчатку нашли. Это помню, хорошо, что не успела рвануть. А про стекла в подъезде - не знаю… - разводит руками другой сосед.

Мама второго обвиняемого отказалась от государственного защитника для сына

На проходной завода тракторных запчастей, где работал Дмитрий Коновалов, - охрана и металлоискатель. Корреспондент «КП» убедилась, что срабатывает даже на ключ от квартиры. А разговоров о том, что именно с завода Коновалов выносил железки для бомбы ходило немало.

- В деятельности службы охраны предприятия нарушений не выявлено. Каких только экспериментов они тут не проводили, - рассказали «КП» в службе охраны. Зато недавно службу охраны завода, как, впрочем, и других предприятий, вывели из компетенции завода и подчинили охранному ведомству. А вот директор не доработал до пенсии около года. Теперь на заводе не только новый руководитель, но и главный инженер. А должность заместителя директора по коммерческой и идеологической части разделили на две.

Маму второго обвиняемого Влада Ковалева «КП» встретила на витебском железнодорожном вокзале. Она вернулась из Минска, где впервые после трагедии ей разрешили свидание с сыном.

- Я долго добивалась встречи, мне отказывали. Но сегодня я посмотрела в глаза своему сыну, и мне показалось, что он невиновен, - мама Влада не знает, что произошло тем трагическим вечером 11-го апреля. Но решила нанять адвоката для сына, отказавшись от государственного защитника. Несмотря на то, что для оплаты судебных расходов ей пришлось взять кредит.

«Я бы своими руками их удавил, если бы знал, что это они…»

- Жалко пострадавших в теракте, но у людей сейчас другие проблемы! - восклицает продавщица за куриным прилавком самого крупного витебского рынка. - Народ все больше цены на мясо обсуждает. А еще россиян, которые вывозят белорусские товары. Возле моего дома магазин, так на стоянке хорошо, если две машины с белорусскими номерами, остальные - российские. Скупают не только еду, но и технику. У меня муж электротоварами торгует. Рассказывал, что из-за телевизора за 40 миллионов двое русских чуть не подрались, деньги на скорость отсчитывали. И все восклицают: «Вы так хорошо живете!» Белорусов это только злит, народ не выдерживает: «Хорошо вам со своими зарплатами да в наш огород!..» А что до теракта, так я сейчас перестраховываюсь: запретила детям ходить на массовые мероприятия. Так спокойнее, мало ли что…

- Да я бы их своими руками удавил, выродков, что метро взорвали! - мгновенно заводится мужчина средних лет, но тут же понижает голос: - Если бы был уверен, что это они. Вот если нам это докажут, я только аплодировать буду…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)