Комментарии

Дмитрий Растаев

Растаев: «Интересно, Христос был распят на «красивом» кресте?»

Известный журналист и поэт специально для «Салідарнасці» — о молчании агнцев.

4 апреля 2019 года. Фото Сергея Гапона

Крест — центральный символ христианства. И таковым он остаётся всегда и везде, независимо от того, где стоит — в чистом поле или на подворье у патриарха — и кто его поставил — штатный поп или рядовой верник. А уж сносить кресты над могилой невинно убиенных — кощунство вдвойне. Так что позорный крестоповал в Куропатах не мог оставить равнодушными тех, кому этот символ дорог.

Глава белорусских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич в тот же день призвал остановить снос крестов. Вечером 4 апреля на сайте catholic.by было опубликовано его обращение с призывом молиться об искуплении «за ўсе знявагі Святога Крыжа, здзейсненыя на нашай зямлі».

— Крыж — жахлівая прылада ганебнай смерці ў старажытнасці — для хрысціянаў з’яўляецца святым знакам адкуплення, які асаблівым чынам ушаноўваецца. Крыжы вянчаюць хрысціянскія святыні, ставяцца на раздарожжах, узносяцца над магіламі вернікаў, — отметил архиепископ. — Тыя, хто імкнуўся знішчыць Хрыста, прыбілі Яго да крыжа, а тыя, хто імкнецца знішчыць хрысціянства, знішчае крыжы… Так, як сёння аднесліся да Крыжоў у Курапатах, напаўняе сэрца болем, смуткам, пакідае шмат пытанняў і задумы аб будучыні нашай Бацькаўшчыны. Так рабіць нельга ў краіне, дзе ўсе прызнаюцца да нашых хрысціянскіх каранёў!

Не остались в стороне и греко-католики. Пресс-служба апостольского визитатора архимандрита Сергея (Гаека) распространила заявление, в котором подчеркнула, что «крест для христиан является священным символом страдания и спасительной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Для всех людей христианской цивилизации крест является символом памяти умерших, особенно тех, которые умерли от несправедливого насилия». Архимандрит благословил верующих, которые строгим постом и молитвами «считают долгом просить прощения у Бога за кощунственный акт сноса крестов в Куропатах».

Логично бы было предположить, что следующее официальное заявление поступит от БПЦ, которая считает себя ключевой и самой массовой конфессией в Беларуси — но та как елея в рот набрала. Идут третьи сутки крестоповала, а официальную позицию по поводу поругания христианской святыни «ключевая конфессия» так и не артикулировала. Лишь несколько священников частным порядком высказались в соцсетях — и на этом пока всё.

Частным образом высказался и пресс-секретарь БПЦ Сергей Лепин. Поначалу он дал для Радыё Свабода несколько странный комментарий, заявив, что, ситуация вокруг Куропат его «очень беспокоит», но пока, мол, не всё в ней ясно, так что давайте дождёмся ответа властей: «Может, власти хотят поставить красивые кресты». (Интересно, Христос был распят на «красивом» кресте?).

Затем в своём ЖЖ клирик добавил, что «всенепременно» поддерживает президента насчёт порядка, но не поддерживает методы «местных держиморд и пришибеевых». Это, конечно, очередная вариация на тему царь хороший, бояре плохие, ну да ладно.

Но вот лично мне лепинского поста в ЖЖ мало. Официальные, на уровне иерархов, заявления от католиков и греко-католиков с одной стороны — и ни к чему не обязывающая заметка с другой, это, знаете ли, несопоставимо. В эти драматические для белорусского христианства дни хотелось бы услышать мнение митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Пусть даже и неофициальное. Уж пусть бы выкроил времечко и высказался о действиях крестосносцев.

Выкроил же он его в сентябре 2017 года, когда разразился аж целым интервью насчёт драмы «Матильда», призвав прихожан не ходить на фильм, так как тот «разделил наше общество и посеял смуту в сердцах многих людей». А поваленные и повазюканные бульдозерами кресты — это посильнее «Матильды» будет. Эту смуту с киношной не сравнишь.

Так, может, стоит и о крестах словечко замолвить? А то получается, страсти по российскому императору митрополита волнуют больше, чем крыжалом на белорусской земле.

«Там лежит моя прабабушка, расстрелянная НКВД»