Коктейль

Пять романов лауреата Нобеля-2017 Кадзуо Исигуро, которые стоит прочитать

Вручение Нобелевской премии по литературе Кадзуо Исигуро, естественно, подогрело интерес к его произведениям.

Литературный критик Анна Наринская в вечерней рассылке Republic отрекомендовала три романа лауреата, которые стоит прочитать в первую очередь:

1. «Остаток дня». Самая знаменитая книга Исигуро, экранизированная знаменитым режиссерско-продюсерским тандемом Айвори – Мерчант с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях. Главные линии романа – непроявленные, невысказанные чувства между главными героями, когда-то, в предвоенное время, служившими в поместье фашиствующего лорда Дарлингтона (его прототип – сэр Освальд Мосли, основатель Британского союза фашистов), и безоглядная, самурайская преданность героя своему господину, про которого он все понимает, но не желает сам себе в этом признаваться.

Стержень повествования – мелодия постоянной боли, неизменно сопровождающей сам процесс жизни, и осознание того, что ничего по-настоящему переменить невозможно. Все события, все перипетии повествования необходимы только для того, чтобы дать нам до конца прочувствовать простую истину: жизнь изменить нельзя. Даже любовью.

2. «Не отпускай меня». Отпугивающая многих откровенной сентиментальностью, а также заявленной «научно-фантастичностью» книга, которую, по моему мнению, можно не стесняясь назвать великой. Это одновременно очень трогательное и смелое произведение. Смелое именно потому, что трогательное. Не у многих сегодня хватает духу на то, чтобы быть по-настоящему, не стилизованно сентиментальными и традиционными: детство, частная школа, юность, безответная любовь, ну и неотменимая предреченная смерть.

При всем этом (и даже благодаря этому) «Не отпускай меня» – редкое для нашего времени произведение оптимистического звучания. На заданный когда-то принцем Датским вопрос, стоит или нет терпеть все страдания и унижения жизни, если впереди все равно смерть, Исигуро без колебаний отвечает: стоит.

3. «Погребенный великан». Главный вопрос, который предлагает эта фэнтези-притча из жизни Британии времен состарившихся рыцарей Круглого стола, настолько актуален для сегодняшней и недавней России, что просто диву даешься. К тому же он считывается здесь мгновенно и окончательно.

Стоит ли восстановленная память того «скачка» взаимной ненависти, который эта правда неизбежно спровоцирует? Не лучше ли предаваться забвению, которое дарит мир, затуманивая прошлые злодеяния и отменяя жажду мести? Для самого Исигуро, никогда не забывавшего о своем японском происхождении и о прошлом Японии в XX веке, вопрос политической памяти и политического забвения, очевидно, так же болезнен, как для нас. И также неразрешаем», – заключает Наринская.

Радио Свобода также обращает внимание читателей на еще два произведения нобелевского лауреата:

4. «Когда мы были сиротами»  – условно детективный роман, действие которого разворачивается в 1930-х годах. Формально это история частного детектива, который возвращается из Лондона в Шанхай, где расследует исчезновение своих родителей. На деле Исигуро лишь пародирует приемы детективных романов, оставаясь верным своему излюбленному приему погружения читателей в ткань чужой памяти.

5. «Безутешные». Это произведение несколько выбивается из темы прошлого. Действие происходит в наше время в некоем европейском городе, где главный герой — известный пианист — тонет в хаосе встреч и обязательств, пытаясь не потерять контроль над собственной жизнью. Исигуро размещает описание трех дней на 500 страницах, которые держат внимание читателя, даже несмотря на нарочито сбивчивую, экспериментальную манеру повествования.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)