Психолог: «Это достаточно коварная штука — чувствовать вину за то, что ты есть, что ты живой»
Должны ли белорусы ложиться под российские танки?
— Не надо катастрофизировать. Если из происходящих событий нет благоприятного выхода, это не означает, что мы падаем в бездну. Благоприятного выхода нет в том смысле, что ничего не будет, как раньше, — описывает последние события психолог Кристина Вязовская в эфире канала Позiрк.
По прогнозам специалиста, белорусам нужно быть готовыми к тому, что последует после длительного стресса.
— Нас ждет волна ПТСР, нас ждет волна домашнего насилия, снова пострадают женщины и дети. Недавний кейс с нападением на мальчика у подъезда и стрельбой из служебного оружия — это про то, что делает с людьми долгое пребывание в психотравмирующей ситуации. И про безнаказанность тоже. Это следствие появления какой-то особой власти. Но люди не рождаются с этим, это приобретенное.
Это череда факторов, травмирующих норму поведения в том смысле, как мы ее себе представляем. Потому что норма поведения, допустим, у ВСУ сейчас одна, и с этой нормой поведения им потом придется снова встраиваться в украинское сообщество.
Наша норма поведения после протестов тоже изменилась. Нужно отслеживать то, как меняется свое поведение после неких психотравмирующих событий. Выход для многих людей именно в том, чтобы следить за тем, как тебя это меняет. То, что поймано сознанием, мы можем изменить в своем поведении.
Самоконтроль, самопонимание и самозабота никогда не повредят. И нужно обязательно признать то, что мы изменились навсегда, — советует психолог.
Она объясняет, что белорусы не должны брать на себя лишнюю вину.
— Не нужно пытаться заставить нас полюбить всех украинцев, строим отношения с теми, кто в доступе. Помирятся наши страны или нет, в широком смысле зависит не от нас с вами, а от того, какую стратегию выберут политики.
Это достаточно коварная штука — чувствовать вину за то, что ты есть, что ты живой. Есть такая история, как вина выжившего, но в целом это такое наследие Советского Cоюза, вина за то, что ты есть, за то, что ты не хочешь идти на войну, не хочешь ложиться под танки.
Бывает ситуация безвыходности. Но Беларусь сейчас не находится в ситуации безвыходности. И нет никаких обязательств по здравому размышлению, чтобы даже на колоссальном чувстве вины и стыда люди с синим белорусским паспортом шли и ложились под российские танки в попытке защитить Украину, — подчеркивает Кристина Вязовская.
Читайте еще
Избранное