Экономика

«Пропали деньги на жилье в Минске? У вас все равно на квартиру не хватило бы. В Клецке на эти деньги можно было купить»

Глава Нацбанка Надежда Ермакова провела «прямую линию» в газете «Советская Белоруссия», во время которой ответила на вопросы о кредитах, вкладах и курсе валют.

— Добрый день, Надежда Андреевна! Вас беспокоят из Ганцевичского района. Зовут меня Илона Ивановна. У нас с сентября 2010 года открыта кредитная линия на строительство жилого дома. Но до сих пор не можем его достроить из-за того, что банк не дает нам деньги. Когда будет открыто финансирование по льготному кредитованию?

— Дело в том, что в связи с недостатком финансовых ресурсов в настоящее время определяются объекты, которые должны строиться в первую очередь. По многоквартирным домам перечень уже есть, а по индивидуальным — дорабатывается. В самое ближайшее время этот вопрос будет решен. Беларусбанк даст ответ на все вопросы. Я лично проконтролирую, чтобы все заинтересованные люди были проинформированы.

* * *

— Надежда Андреевна, здравствуйте. Зовут меня Евгений Леонидович. У меня вопрос: будет ли Беларусбанком проводиться индексация обесценившихся в результате девальвации вкладов?

— За счет банка — нет. Его средства в белорусских рублях тоже обесценились. Поэтому сейчас в какой–то степени возмещение вкладчики получат за счет повышения процентных ставок по вкладам. Национальный банк недавно еще раз повысил ставку рефинансирования. Соответственно и коммерческие банки повысят процентные ставки. Пока реален только такой механизм.

* * *

— Меня зовут Александра Михайловна Попкова, я звоню из Минска. Когда восстановится льготное кредитование многодетных семей?

— Для многодетных семей кредитование не останавливалось. А в каком вы районе живете? Строите жилье в Минске?

— Живу во Фрунзенском районе, там же и строюсь — в ЖСК–985.

— Вы кредит уже получили?

— Нет, нам только открыли кредитную линию.

— Не беспокойтесь, кредит вы получите. Для многодетных семей кредитование не приостанавливалось. Беру ваш вопрос под контроль.

* * *

— Здравствуйте, меня зовут Екатерина. Мы строим индивидуальный дом в Минском районе. Кредит пока не оформили. Есть ли надежда на льготный?

— Сейчас подготовлен проект указа президента, в котором будет установлен новый порядок кредитования. Каким он будет, я вам пока не могу еще сказать. Скажу только, что категории людей, которые смогут претендовать на льготное кредитование, будет сокращаться. Но если вы живете в сельской местности, то, скорее всего, кредит получите.

— Мы многодетная семья.

— Тогда получите обязательно.

* * *

— Меня зовут Владимир, я из Минска. В ЖСПК "Монтажник–2011" строю квартиру. Дом готов на 95 процентов. По документам он должен быть сдан в мае следующего года, но его хотят сдать до конца этого. Мне 20 миллионов кредита перечислили, а остальные 50 вот уже два месяца перечисляют. Хочешь, говорят, быстрее, бери кредит по ставке сорок процентов.

— Подождите несколько дней, вопрос по кредитованию скоро решится. Беларусбанк скоро должен получить от Минфина дополнительные ресурсы и кредитование будет продолжено. Если ваш дом будет сдаваться в этом году, то вас обязательно докредитуют в этом году.

— А если в этом году не сдадут?

— В таком случае будете кредитоваться по мере продвижения строительства. Не волнуйтесь, кредит вы получите и жилье вы достроите в любом случае.

— Добрый день. Надежда Андреевна, меня зовут Валентина, я из Слуцка. Скажите мне, пожалуйста, будут ли повышаться проценты по ранее взятым кредитам?

— Банк вас предупреждал об изменении процентной ставки?

— Нет.

— А в кредитном договоре об этом говорится?

— Да. Ставка может меняться.

— Думаю, если до сих пор вам банк не изменил ставку, то вряд ли уже изменит.

* * *

— Здравствуйте, меня зовут Настя. Я хотела бы спросить насчет курсов валют. Раньше, когда был курс 5 тыс. рублей за доллар, говорили, что это экономически оправданно. А сейчас курс 8,5 и говорят то же самое. А из чего это видно?

— Сегодня курс определяется на основе спроса и предложения на бирже. Он колеблется потому, что постоянно меняется соотношение спроса и предложения. Поэтому не может быть одним и тем же каждый день. Курс 5 тысяч за доллар рассчитывался исходя из того состояния экономики, которое было у нас на тот момент. Сегодня ужесточены требования к денежно–кредитной политике. В настоящий момент Национальный банк принимает меры по сокращению рублевой массы в обращении. И чем меньше она будет, тем меньше будет спрос на бирже на валюту. Тем самым будет укрепляться белорусский рубль. Курс, по которому рассчитывался прогноз развития экономики на следующий год, — 8500 рублей за один доллар. Дальнейший курс рубля будет определяться тем, насколько эффективно будет работать наша экономика. И прежде всего это будет зависеть от того, сколько наша экономика заработает валюты. Чем больше мы ее заработаем, тем крепче будет наш рубль.

Я думаю, сегодня на руках у населения достаточно большие суммы денег. Об этом можно судить хотя бы по тому, что за период с 14 сентября по 9 ноября население продало банкам на чистой основе 490 миллионов долларов. То есть это превышение суммы продажи населением валюты над суммой покупки. Как только у нас стабилизируется ситуация на финансовом рынке, можно ожидать, что и население, и предприятия будут еще больше продавать валюты и больше использовать рубль. Но для этого тоже нужно время.

— А когда устанавливали курс 5 тысяч рублей за доллар, думали, что он экономически оправдан?

— Думали. Но ситуация повернулась так, что потребность в валюте оказалась выше. Вы можете спросить, для чего нужна валюта? Для того чтобы оплачивать импортируемые нефть, газ, электроэнергию, различного вида сырье, на погашение ранее взятых кредитов в валюте. Цены на энергоресурсы и сырье резко выросли. Это хорошо еще, если проекты, под которые брались валютные кредиты, окупают себя и дают поступления дополнительно валюты в страну. Но, к сожалению, не все такие проекты заработали в полной мере.

* * *

— Меня зовут Леонид Петрович, мне 74 года. У меня есть вклад в Беларусбанке. Всем вкладчикам государство гарантировало сохранность денег. Но сохранность должна быть не номинальной, а реальной. Почему нет индексации? Когда распадался Советский Союз, тогда было очень тяжелое время, полки магазинов были пустые, предприятия не работали. Но и тогда индексация проводилась.

— Это, конечно, очень сложный вопрос. Да, тогда индексация проводилась в основном в отношении вкладов ветеранов войны, потом была еще одна небольшая индексация. Самая главная проблема сегодня в том, что нет ни у банков, ни у государства достаточно средств, за счет которых можно было бы провести индексацию. Пока в какой–то степени частичная индексация идет за счет высоких процентных ставок по вкладам. Поэтому не надо спешить их снимать, переводить в доллары и евро. Тем более что ситуация в мировой экономике, в Евросоюзе и США довольно–таки непростая, и неизвестно еще, что будет с их деньгами. А по рублевым вкладам сегодня гораздо большая процентная ставка.

— Но дело в том, что процентная ставка растет и по тем вкладам, которые положены после девальвации. Наши вклады обесценились уже в 3 раза. Можно ли нам надеяться на что–то? Возможна ли индексация в принципе? Если не сегодня, то хотя бы в ближайшей перспективе?

— Хочу вам сказать, что в прошлом году обсуждался вопрос компенсации вкладов населения из государственного бюджета. Просчитывались различные варианты. Но, к сожалению, ситуация в экономике сложилась таким образом, что у нас не появилось дополнительных источников и средств в бюджете. Они, наоборот, даже уменьшились. И потому государство не смогло принять такое решение. Возможно, когда у нас наступят лучшие финансовые времена, эти вопросы снова будут рассматриваться. Во всяком случае, этот вопрос — компенсации вкладов — с повестки дня не снят. Но сейчас говорить об этом пока еще рано. Сегодня главной является проблема, как защитить уязвимые слои населения, особенно тех, кто не может самостоятельно себя обеспечить. Это — пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи.

* * *

— Добрый день, Надежда Андреевна. У меня наболевший вопрос по строительству жилья в Каменной Горке–3. Зовут меня Виталий Анатольевич. Знаю, сейчас готовится указ о льготном кредитовании населения, согласно которому молодые семьи будут исключены из перечня кредитуемых категорий населения. И что если льготный кредит будет даваться, то уже под 15 квадратных метров на человека. Скажите, пожалуйста, почему на те дома, по которым уже заключены договоры подряда с застройщиками, банк не принимает документы на льготный кредит? Хотя у нас уже есть выписка из решения исполкома, что мы включены в списки льготного кредитования по 20 квадратных метров на человека. Скажите, что изменится после принятия этого указа?

— Если у вас еще не заключен кредитный договор и вы не получали кредит, то изменится.

— Почему?

— Потому что кредитных ресурсов, чтобы обеспечить всех желающих построить жилье, недостаточно.

— Значит, уже будет не 20, а 15 метров?

— Да.

— И не играет роли, что мы молодая семья? Наш ЖСПК был сформирован в 2010 году.

— ЖСПК останется. Но на него не будет выделен льготный кредит. А молодым семьям как отдельной категории льготный кредит не будет предоставляться. Они будут идти на общих основаниях.

— А то, что мы малообеспеченная семья?

— У нас льготное кредитование распространяется только на малообеспеченные семьи. Во всяком случае, так было установлено до сих пор. С появлением нового указа кредитоваться будут только отдельные категории малообеспеченных семей, которым нужно сразу помочь. Вы, скорее всего, под льготное кредитование не попадете, поскольку не успели оформить кредит. Возможно, в будущем, с изменением экономической ситуации, вы сможете рассчитывать на льготное кредитование.

* * *

— Здравствуйте, Надежда Андреевна. Вас беспокоит Хомич Елена Владимировна из Бреста. Мы получили 5–процентный кредит на строительство жилья, но все деньги еще не освоили. Получим ли мы остальные деньги? Кроме того, у нас за это время родился ребенок. Будет ли проведен перерасчет?

— Будет. А когда и сколько вы получили кредита?

— Весной, 89 миллионов на семью из двух человек. Осталось получить около 45 миллионов.

— Не волнуйтесь, получите. И перерасчет будет с учетом рождения ребенка.

* * *

— Здравствуйте. Я — Язэпова Татьяна, звоню из Дзержинска. На сегодняшний день у меня в Беларусбанке открыт жилищный накопительный вклад на 3 года по системе стройсбережений. В начале года я рассчитывала купить квартиру двухкомнатную, а теперь вижу, что у меня и на однокомнатную не хватит.

— У вас сколько лет лежит вклад?

— Уже 22 месяца. Почти 2 года.

— У вас по очень хорошей ставке начисляется процент, и по хорошей ставке вы потом можете получить кредит.

— Да, я это понимаю. Но я живу одна со своим сыном. Я не представляю, сколько лет мне придется собирать средства на квартиру. У меня сейчас вклад на 35 миллионов.

— Но вам, чтобы рассчитывать на льготный кредит, нужно не 22 месяца, а 36. То есть 3 года. За это время экономическая ситуация в корне поменяется.

— Извините, что я вас перебиваю, но я в панике. А вдруг доллар и дальше будет расти, а рубль падать. Сколько же мне придется ждать?

— Не расстраивайтесь. Да, сегодня ситуация в экономике непростая. Но, поверьте, это не будет долго продолжаться. И в любом случае вы получите кредит под низкую процентную ставку. Все, кто раньше с опаской относился к стройсбережениям, сегодня реально ощутили выгоду.

* * *

— Добрый день, Надежда Андреевна. К вам обращается за помощью и советом Галина Владимировна из Клецка. Мы 18 июня 2010 года заключили договор на стройсбережение на сумму 35 миллионов рублей сроком на 19 месяцев.

— На 19 месяцев такого срока нет. Есть только на 3 года. Или вы деньги досрочно внесли?

— Досрочно. Мы сразу внесли 35 миллионов. И под эту сумму вклада нам должны были дать кредит на 105 миллионов. На момент вклада это примерно равнялось 12 тысячам долларов в эквиваленте. А сегодня это всего 4 тысячи долларов, на которые мы ничего приобрести не сможем. Срок у нас истекает 18 января 2012 года.

— А вы хотели на эти деньги приобрести жилье или построить?

— Приобрести. За 140 миллионов рублей мы в прошлом году могли бы еще купить квартиру детям. А что будет теперь?

— Все правильно, купить сегодня квартиру в Клецке дешевле, чем построить.

— Мы хотели купить в Минске.

— Но на квартиру в Минске у вас все равно денег бы не хватило. А в Клецке на эти деньги можно было купить.

— Но каждому же хочется иметь жилье в Минске.

— Желания могут быть разные. Главное, чтобы они соизмерялись с вашими возможностями. За 35 миллионов вы могли бы спокойно приобрести жилье в Клецке. Но не захотели — решили в Минске. За это время ситуация изменилась.

— И что нам делать теперь?

— Пока я вам посоветую не принимать никаких поспешных действий. Не забирать деньги. Даже после истечения срока. Тем более что вам будут начисляться неплохие проценты. Пока ставка рефинансирования достаточно высокая. А в следующем году она должна существенно снизиться. Вот тогда вы можете взять кредит на более выгодных условиях.

— А можно будет нам взять льготный кредит больше, чем на 105 миллионов?

— В следующем году положение с финансовыми ресурсами должно улучшиться. Давайте так: подождем начала следующего года, посмотрим на складывающуюся ситуацию и вместе подумаем, как вам лучше поступить.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)