Пробить сувалкский коридор: «Локальная операция России и Беларуси обречена на провал»

Политолог Павел Усов – о вероятности операции по созданию сухопутного пути в Калининград.

– На введенные Литвой ограничения на транспортировку через свою территорию российских грузов в Калининград Кремль ответил угрозой прямой военной агрессии, намекая на «пробитие сувалксого коридора», – пишет Усов. – Это позволило бы России соединить Калининград с Республикой Беларусь и решить проблему изоляции анклава.

Нужно сказать, что подобные намерения не раз озвучивались российскими военными аналитиками в прошлом, сам же «коридор» оценивался как наиболее уязвимое место в системе безопасности Литвы и Польши.

Сувалкский коридор – это географическое пространство, протяженностью 80 километров, которое проходит по стыку территорий Литвы и Польши и отделяет Республику Беларусь от Калининградской области.

Очевидно, что в вопросе «пробития» исключительная роль отводится Республике Беларусь, без прямого вовлечения в конфликт осуществление этих планов, даже гипотетически, невозможно. Однако есть целый ряд обстоятельств, которые сводят практические возможности осуществления российского замысла практически к нулю.

Во-первых, этот небольшой отрезок, который обозначается на карте короткой красной линией, в реальности заболоченное и лесистое пространство, не имеющее никаких прямых коммуникационных сетей между собой.

Преодолеть эти 80 километров по прямой просто невозможно. Конечно, при более детальном изучении Google map можно увидеть партизанские тропы, но вряд ли они пригодны для молниеносной и блестящей «военной операции».

Все тот же Google map предлагает два возможных варианта автомобильных соединений от ближайшего более–менее крупного приграничного белорусского поселка Калеты до Калининградского Лесистое. Первый проходит через литовские города Ладзияй и Кальвария (137 км), второй через территорию Польши (Сейны, Шиплишки, 130 км).

Во-вторых, коридор – это ведь не просто условный захват и контроль одной автомобильной нитки (дороги) от Беларуси до Калининграда. Это захват, удержание и обеспечение функционирования широкой 30-50 километровой зоны, которая должна гарантировать стабильное сообщение. 30 километров – пространство между польскими Шиплишками и литовской Кальварией.

Таким образом, работающий жизнеспособный коридор, который в состоянии обеспечить стратегические задачи РФ, должен включать в себя пространство в 130 км., длиной и глубиной как минимум 30 км.

Сразу же возникает вопрос, какие ресурсы потребуются для удержания и стратегической защиты такого коридора, учитывая, что он будет проходить внутри враждебного пространства, под угрозой прямых фланговых ударов. Для относительно успешной реализации и завершения «спецоперации», ограниченной только этим пространством, необходима сухопутная группировка численностью 50-70 тыс. человек.

На данный момент Калининградский оборонительный район включает в себя до 15 тыс. личного состава сухопутных войск (в том числе морская пехота), более тысячи единиц военной техники, ракетные системы (С-400, «Искандеры») и даже ядерное оружие.

Ключевую роль в регионе играет Балтийский флот, который базируется в городах Балтийск (Калининград) и Кронштадт (Петербург), численность личного состава доходит до 25 тыс. человек и порядка 50 кораблей.

Не вызывает сомнений, что без прямого привлечения ВС РБ операция по пробитию коридора неосуществима. Численность военнослужащих ВС Республики Беларусь составляет 45 тыс. человек.

Однако с учетом общего состояния и подготовки ВС РБ и РФ, даже если все имеющиеся ресурсы будут брошены для решения задачи, этого будет недостаточно.

Соответственно, перед началом «операции» Россия будет вынуждена начать переброску дополнительных сил и сосредотачивать их на ключевых ударных направлениях как в Калининграде, так и в Беларуси, что исключает «молниеносную войну».

Для усиления военной группировки потребуется несколько недель, что, безусловно, не останется без внимания со стороны Польши, Литвы, а также НАТО.

В свою очередь, следует также отметить, что численный состав ВС Литвы – 39 тыс., 90 тыс. резервисты. Здесь же на постоянной основе находится 1 тыс. американских военнослужащих.

ВС Польши составляет 125 тыс. профессиональных военных, 30 тыс. бойцов территориальной обороны, в запасе находится 1 млн человек. В военно-морских силах страны несут службу 7 тыс. человек, на вооружении находятся 11 военных кораблей. Также в Польше размещено 10 тыс. американских военнослужащих.

Вооруженные силы Польши и Литвы по численности и оснащению вполне могут противодействовать агрессивным замыслам России и Беларуси в сувалкском пространстве. К тому же следует принимать во внимание тот факт, что вторжение неминуемо приведет к реакции со стороны НАТО в целом.

Сценарий операции

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что невозможно провести успешную локальную операцию (ограниченную пробитием коридора), т.е. пройти победоносным маршем от границы Беларуси до Калининградской области и основательно закрепиться на этом участке.

Маленькое вторжение так или иначе будет требовать открытия нескольких фронтов (или создания угроз для возможных ударов) с целью отвлечения сил противника и достижения стратегического превосходства на заданном сувалкском направлении. Этими фронтами могут быть:

1. Восточный, российско-балтийский фронт (угроза прямого удара по странам Балтии);

2. Северо-западный, российско-польский фронт (удар из Калининграда по северным территориям Польши);

3. Беларуско-польский фронт (направление Белосток);

4. Беларуско-литовский фронт (направление Вильнюс);

5. Активные действия на Балтийском море (поддержка сухопутных сил, блокировка и нанесение ударов по портовым городам Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Швеции).

Только на отвлекающие действия, поддерживающие удары Россия вместе с Беларусью должны иметь военную группировку общей численностью около. 200 тыс. человек.

При необходимости должны сдерживать ответные контрнаступательные действия Польши и Литвы в Калининграде и в Беларуси. К тому же активную поддержку в отражении агрессии может оказать украинская армия, которая будет способна нанести удар по противнику с Юга.

Поэтому локальная операция России и Беларуси обречена на провал. В этих обстоятельствах ей нет нужды затрачивать силы на ограниченные действия по захвату сувалкского коридора с непонятными целями и результатами.

Очевидно, что данный конфликт имеет смысл только как часть масштабной войны в регионе, которая предусматривает оккупацию стран Балтии и наступление в Польше.

Не стоит также забывать, что России придется вести полноценную войну на двух огромных пространствах – в Украине и в Балтийском регионе. Второй, даже очень маленькой войны, Россия не выдержит, тем более, что в этой войне участие всего блока НАТО гарантировано.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(44)