Президент проводит «Большой разговор» 1 марта. Семь вопросов, на которые нужны ответы
На 1 марта запланирован «Большой разговор» с президентом в выставочном центре «Белэкспо». Прошлый раз, два года назад, беседа Александра Лукашенко с журналистами и экспертами продолжалась больше 7 часов. Похоже, этот формат приходит на смену традиционным пресс-конференциям.
TUT.BY тоже пригласили на мероприятие, но из-за большого числа участников мы не можем быть уверены, что нам дадут возможность задать вопрос. В прошлый раз такую возможность негосударственным СМИ не дали.
Поэтому мы собрали топ главных вопросов на сегодня, ответы на которые ожидаем услышать от президента.
- Отношения с Россией — что дальше?
Вы провели с Владимиром Путиным сразу несколько встреч подряд. Последние из них окончились без публичного объявления конкретных итогов. О чем вы говорили? Обсуждается ли еще тема компенсации налогового маневра или решено отложить ее, как нерешаемую сегодня?
Стороны создали рабочую группу по интеграции. На какую именно интеграцию готов идти Минск? Какие пункты союзного договора, с точки зрения Беларуси, утратили актуальность, а что вы все еще готовы объединять с Россией?
- Где будем искать деньги?
В 2019 году Беларуси нужно выплатить почти 6 млрд рублей по внешнему госдолгу. Две трети этой суммы — России и Евразийскому фонду стабилизации и развития. Кроме этого, российский налоговый маневр оставляет дыру в наших планах по поступлениям валюты в страну на пять лет вперед.
В связи с этим не планируете ли вы открывать переговоры с МВФ? Если да, то готов ли Минск выполнять те условия фонда, которые стали камнем преткновения в последний раз? В первую очередь речь о реструктуризации госсектора экономики.
- Власть и СМИ. Возможен ли диалог?
Когда государство, президент и госорганы перестанут видеть врагов в негосударственных медиа? Представители некоторых ведомств на протяжении длительного времени не дают комментарии журналистам TUT.BY. Получить информацию от властей часто вообще невозможно, хотя Конституция гарантирует гражданам право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Нам не нужны какие-то особые условия, но равные с государственными СМИ — нужны. Чтобы оперативно информировать читателей о том, что происходит в стране.
Мы обычно не жалуемся, мы очень любим свою работу, но к чему эти препятствия? Кому от этого лучше? Неужели открытость и готовность комментировать информацию журналистам негосударственных СМИ может как-то повредить государству? Раньше нас могли упрекнуть: «Так вы ж не СМИ!» — и неважно, что аудитория портала более миллиона посетителей ежедневно, а регистрация интернет-изданий не была предусмотрена законодательно. После принятия поправок в Закон «О средствах массовой информации» мы получили статус сетевого издания, но пока в нашей работе ничего не изменилось. Изменится ли? И в какую сторону?
- Преступления и наказания: кого и как?
В последние годы правоохранительные органы выкашивают уголовными делами целые отрасли — дело таможенников, дело медиков, дело работников системы лесного хозяйства, дело ГУПРа о поборах комбинатов школьного питания, и это не считая чиновников и бизнесменов. Вопросов несколько — как наказывать и какого уровня руководство должно нести ответственность за системные нарушения? К примеру, после дела медиков в обществе возникла дискуссия о том, как наказывать именитых и талантливых врачей, которых обвиняли во взятках. Место ли таким людям в колониях или, может, стоит разработать для них альтернативное наказание, позволяющее им продолжить практику? И почему никто из руководства отраслью не получил даже выговора, несмотря на выявленные массовые нарушения?
- Мозги и руки утекают?
Средний уровень зарплат в Беларуси ниже, чем в России и ЕС, непросто обзавестись жильем, во многих районах сложно с работой. При этом молодому человеку приходится отработать распределение, отслужить в армии и прочее. В итоге молодые медики, ученые, креативный класс уезжают за границу. Как вы оцениваете масштабы проблемы и чем наша страна может удержать ценных специалистов?
- Борьба с тунеядцами: громоздкая конструкция, а результат?
Декрет о содействии занятости практически заработал, и уже в марте белорусы, которые попали под его действие и имеют в собственности квартиры, получат жировки с платежами по полным тарифам за горячее водоснабжение. Есть база, в которую попали 500 тысяч человек, есть комиссии, которые должны содействовать трудоустройству. А какого эффекта вы ожидаете от документа?
- Планы на будущее
В этом году исполняется 25 лет с того момента, как вы стали президентом в первый раз. Вы задумываетесь о том, как долго еще хотите возглавлять страну? Будете ли вы что-то менять в конституционном устройстве страны, чтобы подготовить ее к новому лидеру? Присматриваете ли вы уже такого человека среди подчиненных?
Читайте еще
Избранное