Комментарии
Арина Холина, snob.ru

Право на деньги

«В 90-х было нечто. Но было и много такого адского безобразия, которое надо помнить».

Гениальные пиарщики приводят меня в восторг. Иллюзии, которые они создают, завораживают, как грандиозные катастрофы. Это зрелище даже не пугает—ну, нет. Это почти возвышенное ощущение, куда больше и благороднее, чем страх. Это гипноз, очарование ужаса, красота смерти, которая скручивает мозг в пружину.

И это я все к рекламе 90-х годов. Уже вроде прошел флешмоб, отзвенело его эхо, но пожар разгорелся — не потушить.

Ах, эти фотографии — я и Рижский рынок, я и казино Метелица, а вот у меня тут модные штаны такие, ха-ха-ха, какие мы смешные.

Ага. В 90-х было нечто. Но было и много такого адского безобразия, которое надо помнить, чтобы потом, как в те же самые 90-ые, не бегать жертвой рекламы незабвенного МММ. Купил жене сапоги — потерял квартиру.

На днях вспоминали, как это было — снимать квартиру в эти самые 90-ые. На эту тему надо выпускать энциклопедию. Нет. Бестиарий: «Квартирные хозяева и прочая нечисть».

А сразу за этим добрый Фейсбук, всегда готовый к новым священным войнам, поделился скромным побоищем на тему конференции, которую закатило Российское Авторское Общество (защита авторских прав).

Я вот лично никогда нигде ничего не регистрировала. Ну там права. Хотя часто в личных сообщениях получаю вопрос: «Ой, а что делать, если украдут мою идею?».

Не знаю. Решетку поставить на идею, сигнализацию, железную дверь.

Авторы, которые почему-то считают себя авторами, ужасно боятся, что их невероятную идею фильма/сериала/книги украдут издатели/продюсеры. Они ведь придумали огромную ящерицу, которая отложила яйца в московских катакомбах — а это возьмут и присвоят себе подлые люди.

При этом я уверенна, что защита авторского права — это прекрасно. Во-первых, есть сценаристы, музыканты, режиссеры — и все они должны получать отчисления.

Да, это сложная система, тут надо еще такой контракт подписать, чтобы все права не перешли шарашкиной конторе, которая ничего не выпустит, но и права не вернет.

Но сейчас я объясню, при чем тут 90-ые.

Книжные рынки. На которых люди сделали состояния, продавая детективы, фантастику, любовные романы — не потратив на это ничего. Ладно, бумагу они оплатили. Но в России не действовал закон о международном авторском праве. Поэтому тут была полная анархия. И вы поверьте мне, те, кто торговал хоть Агатой Кристи, хоть Ченлером (огромными тиражами) — это не тихие букинисты в твидовых пиджаках, которые ну просто очень любят книги. Это были такие хапуги. И они, разумеется, ужасно огорчились, когда вдруг авторское право стало работать и у нас. В 1993 году. И у них до сих пор сознание тех времен. Любой негодяй, который хочет соблюсти свои права, получить проценты с продаж — он у них ворует, понимаете? Беспардонный грабеж. С этими людьми мы имеем дело до сих пор. Это сознание — его уже никаким Шато Марго не вытравишь.

Да, конечно, весь этот институт в принципе развалился — вместе с СССР, где хотя бы права местных авторов соблюдали. Более — менее. Еще и потому развалился, что мальчики и девочки, которые уже в 90ые хотели быть сценаристами/писателями/композиторами подписывали контракты, которые давали им право разве что есть, пить и ходить в туалет.

Но без некого органа, который существует, и который так или иначе может стать третьей стороной, которая выступает за «жертву» — вот наступают дикие времена.

Я слышала сто тысяч разговоров на тему того, как Российское Авторское Общество имело скандал с какой-то там американской группой, которую исполняли в кабаках, и вот тут одни люди получали деньги, а группа не получала, бла-бла-бла, но это всегда все было на уровне сплетен и истерик.

Но даже если что и случилось на самом деле, то лучше иметь плохую организацию, чем не иметь никакой. Тем более, что мало кто в 90-ые мог упрекнуть себя в порядочности. Вот если честно.

В любом случае сейчас свои авторские права можно защитить, и можно с помощью каких-то людей их отстоять.

Тем более, что продюсеры/издатели авторов пытаются насиловать всеми способами — мол, либо работаешь на правах крепостного, либо иди гуляй, мы сейчас за ту же цену таких двадцать наймем, будут тут потеть кровью.

Ладно, сейчас уже не так, но налет цивилизации — он тонкий, давайте не строить ложных надежд.

Меня просто всегда удивляют мнения из серии «Да вот, Москву улучшили, но недостаточно хорошо. Плитка неправильного серого оттенка. Можно было ничего не делать – если так подходить к работе».

Это какая-то очень странная советская особенность, непонятно как зародившаяся: что-то делать можно только идеально, а если не выходит — лежи себе не печи, ходи в туалет под себя. Где тут логика — не ясно. Возможно, безумный страх нестабильности.

Но мое мнение такое — лучше «косячить», чем не делать ничего. Потом оно выправиться. Научишься. Получишь по голове за плохую работу – и тут же устремишься к совершенству.

Поэтому я не понимаю, зачем ругать РАО — пусть оно будет. С ним лучше, чем без него. Я прямо уже готова что-нибудь зарегистрировать, хотя писателям это в общем то и не нужно. Кстати, Акунин, кажется, регистрировал свои труды. Было что-то на эту тему. Но боюсь соврать. Не уверенна. А представители Роулинг, кстати, чуть не сдирают с людей костюмы Гарри Поттера на Хэллоуин. Хотя это, конечно, ужас как странно. Был же скандал с вечеринкой на 31 Октября на тему Гарри Поттера — агенты автора ее запретили. В каком-то обычном баре — не то чтобы это был фестиваль, который миллионы собирал.

Не надо обратно в 90-ые. В то время было весело, да, но и бедно, и странно, и страшно, и никто не имел никаких прав. Не надо плевать против ветра. Если защищают права — это уже хорошо. Это звучит прилично. И современно. И цивилизованно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)