Общество
Дмитрий Патыко, Рэспубліка

Правительство объявило войну гигантским борщевикам

За что боролись, на то и напоролись. Борщевик Сосновского, а также все другие виды гигантских борщевиков, которые были завезены в свое время с Кавказа для акклиматизации и использования в качестве силосных культур, объявлены в Беларуси вне закона. В буквальном смысле.

В октябре правительством был утвержден "План действий по предотвращению и минимизации ущерба от распространения вредоносного чужеродного вида растения — борщевика Сосновского". Назначены исполнители, определены сроки. Все серьезно.

Но почему заслужило такую честь растение с кавказской пропиской? Не оправдавшие себя опыты с интродукцией, то есть переносом в другой регион несвойственных растений, были и раньше, но никогда еще в Беларуси дело не доходило до чрезвычайных мер.

Причина всему — содержащиеся в соке борщевиков фурокумарины, так называемые фотодинамически активные соединения, которые, попав на кожу, вызывают очень сильные ожоги и долго не заживающие язвы. И если крапива, например, жалит моментально, что позволяет пострадавшему вовремя изменить свои намерения и свести неприятности к минимуму, то контакт с коварным борщевиком поначалу никаких неприятных ощущений не вызывает. Потому площадь поражения кожи может быть очень большой. Нестерпимое жжение начинается лишь через сутки, а иногда и более, причем только после того как вы побываете на солнце и в попавшем на тело соке начнется соответствующая реакция.

Но неужели об этом свойстве борщевика не было известно раньше, до того, как затеяли его переселение? Было известно. Но уж очень велик был соблазн заполучить обладающую огромной биомассой, чрезвычайно богатую сахаром силосную культуру и тем самым решить проблему с кормами в животноводстве.

Ведь в приготовленном силосе фурокумарины постепенно разлагаются и уже не представляют прямой опасности. При заготовке же полагались на меры предосторожности - спецодежду, маски, плотно прилегающие очки, а в перспективе рассчитывали на то, что с помощью селекции удастся получить полностью безопасное растение.

Но не сложилось. Культура оказалась сложной при возделывании, селекция не удалась, да к тому же выяснилось: борщевик обладает сильным аллергическим действием и так называемой эстрогенной активностью, что сказывается на приплоде животных. Словом, опыты на этом решили свернуть, а посевы уничтожить.

Но не тут-то было. Пришелец уже успел перебраться с делянок и полей в природу, где оказывает упорное сопротивление. Справиться с ним чрезвычайно трудно, так как он не только плодовит, но его семена еще и обладают удивительной способностью всходить не дружно, а постепенно, через год-два-три после того как попадут в почву.

Стало быть, отпраздновав в каком-то месте победу над захватчиком, можно спустя годы увидеть его здесь в еще более устрашающем количестве. Хорошего в этом мало не только потому, что в таких зарослях можно получить тяжелый ожог, но и потому, что быстрорастущий "наглец" отбирает солнце у других растений и под его огромными листьями не растет почти ничего.

Можно было бы, конечно, упрекнуть наших ученых в недальновидности. Но справедливости ради надо сказать, что выполнявшаяся ими в 50-80-е годы тема по интродукции борщевика была не местной инициативой, а частью всесоюзной программы. С этим растением активно работали ученые в Мурманской и Ленинградской областях, в Прибалтике, Украине, Коми АССР и даже в Западной Европе, куда чужеродный вид завезли из Северной Америки. И всюду опыты окончились ничем, всюду возникли проблемы, связанные с проникновением зловредного новосела в природную среду.

Мы, можно сказать, уже поздно проснулись. Во многих странах, экспериментировавших с борщевиками, с ними давно уже ведут борьбу. И средства на эти цели выделяются не сопоставимые с той суммой, что должен еще получить Институт экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси, определенный главным исполнителем плана действий.

В Эстонии, например, где на учете находится 1100 очагов борщевика общей площадью 1200 гектаров, на его истребление выделяется больше средств, чем на борьбу с преступностью. В 2007 году там тратили 6 тысяч крон (примерно 370 евро) на очистку гектара угодий, а в этом году уже 13 тысяч. И результат пока удручающий. То есть площадь, занятая борщевиком, продолжает увеличиваться, хотя и не так интенсивно, как до начала кампании по борьбе с ним.

— Прежде чем начинать серьезно бороться с борщевиком, необходимо определить, где и на каких площадях он растет, в какие природные растительные сообщества он проникает легко, где аборигенные виды оказывают ему достойное сопротивление, — говорит директор Института экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича НАН Беларуси академик Николай Ламан. — Нужны углубленные исследования биологии и экологии этого растения для выявления его слабых мест, что определит и успехи по его искоренению.

Работа это большая, поэтому мы рассчитываем не только на своих сотрудников сектора мониторинга растительного мира, которые будут наносить места произрастания борщевика и занятую им площадь на карту, но надеемся и на коллег из других институтов ботанического профиля, студентов, школьников, любых других добровольных помощников. Они могут сообщать нам о своих находках по адресу: г. Минск, ул. Академическая, 27. Можно звонить по телефону: (017) 284-20-25 или 284-14-70.

Что же касается предполагаемых мер борьбы, то это может быть и применение гербицидов сплошного действия (они, впрочем, уничтожают только растения, но не семена), и выкапывание корней, и скашивание стеблей, и срезание соцветий. Для этого, по примеру других стран, могут создаваться механизированные бригады и даже привлекаться войска.

Соблюдая меры предосторожности, люди могут бороться с сорняком и самостоятельно. Поскольку борщевики размножаются только семенами, то первоочередной мерой должно быть удаление цветоносных побегов, причем на стадии бутонизации. Для этого следует использовать штанговый сучкорез, с помощью которого можно срезать стебли, не соприкасаясь с ними.

В популяции борщевика встречаются как растения, погибающие на следующий год после цветения, так и те, что дают новые побеги из почек на перезимовавшем корне. Поэтому корень следует выкапывать. И хотя он длинный, достаточно удалить лопатой верхнюю его часть (7-10 сантиметров), где расположены спящие боковые почки.

Конечно, на скорую победу в противостоянии с борщевиком рассчитывать не приходится. Но опыт человечества по борьбе с другими неосторожно занесенными видами растений говорит, что дело это не бесполезное. В конце концов, если пришельца не удастся извести, его можно научиться использовать.

И такие перспективы есть. Например, медики убеждены, что страшные фурокумарины — прекрасное сырье для производства противоопухолевых и других лекарственных препаратов. Да и с появлением новых генетических методов у селекционеров появилась надежда на выведение более "покладистого" борщевика.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)