Комментарии
Ярослав Романчук, Фэйсбук

Поза страуса бьёт стойку борца

Белорусы обречённо взирают на приближение кризиса. Они не сопротивляются, не паникуют, не бьют в набат. Они просто ждут. Как будто ЭТО так же неизбежно, как приход зимы. Поза страуса бьёт по популярности стойку борца.

В таком состоянии находятся не только министры и другие VIP-начальники номенклатуры, а также обыкновенные люди. «Красные директора», связанные по рукам и ногам контролёрами. Исполкомами и министерствами, имитируют бурную деятельность – от безысходности. Будешь реально пытаться спасти заводы – рискуешь попасть в тюрьму.

Номенклатура нижнего и среднего звена ходит на работу понуро, сокрушаясь в курилках по поводу уровня зарплаты, вседозволенности начальства и беспробудности населения.

Вкладчики отдали свои сбережения банкам, крепко зажмурились, сжались и затаили дыхание. А вдруг и на этот раз удастся прилично заработать, получить пассивный доход и компенсировать резкое сокращение зарплаты? А чтобы не приходить в сознание они отдались хронической дачно-огородной терапии, обильно пересекающейся с алкогольно-табачной.

Кризис в Беларуси не принимает форму лавины или цунами. Это не катастрофа одного мощного удара. Это нечто подобное пресловутой лягушке, которая попала не в кипяток и выскочила, а в сосуд с водой, который медленно нагревается, со скоростью один градус в месяц. Выпрыгивать? Так вроде бы терпимо. Менять воду? Так вроде бы ещё дышится. Отключать горелку? Так пар костей не ломит.

Признаков того, что вода в нашем «Хрустальном сосуде» становится опасно горячей предостаточно. Достаточно их мониторить, чтобы увидеть растущие проблемы.

Складские запасы. На 1.06.2016г. они составили Br36,88 трлн. или 69,1% среднемесячного объёма производства. На начало 2016г. было Br33,48 трлн. или 68,7%. В условиях, когда А. Лукашенко и все министры одним голосом повторяли о недопустимости работы на склад, когда всем министрам было велено превратиться в агентам по продажам, складские запасы увеличились на Br3,4 трлн. Начальники Беллегпрома и Минпрома, продолжая получать государственные деньги и поддержку, плевать хотели на то, что на складах пылится шерстяных тканей в 11,4 раз больше среднемесячного объёма производства. Т. е. эти производители могут целый год ничего не делать и продукции все равно хватит, если она вообще кому-то нужна. Запасы льняных тканей – в 3,4 раза больше среднемесячного объема производства, верхней одежды – в 3,» раза, предметов и аксессуаров из натурального меха – в 20,6 раз, обуви – в 5,4 раза, женских сумок в 3,9 раз, перчаток и варежек – в 9,6 раз, Диоды и транзисторы – в 7,6 раз, интегральные схемы –в 6,4 раза, подшипников – в 15,7 раз, станки для обработки металлов –в 10,5 раз, самосвалы карьерные – в 7,5 раз, вагонов в 21,6 раз, легковых автомобилей – в 2,4 раза

За январь – апрель 2016г. вся промышленность заработала чистой прибыли Br4,75 трлн., а убыточные организации промышленности накопили чистого убытка на Br5,54 трлн. Нет сомнений, что без господдержки вся промышленность была бы в глубоких убытках на десятки триллионов рублей.

Проблемные активы банков. На 1.06.2016г. они составили 12,44%. С начала 2016г. года объем проблемных активов вырос на 86,2% (!), до Br51,52 трлн. И это ещё до начала серьёзной кампании по очищению банковской системы от токсичных активов. Этой работой должен был пять лет назад заняться Банк развития, но он предпочёл мощные финансовые спекуляции. Просроченные долги по кредитам промышленных предприятий по состоянию на 1.05.2016г. составили Br10,11 трлн. – в 2,1 раза больше, чем чистая прибыль всей промышлености. С начала года этот показатель вырос на 28%.

Положение сельского хозяйства ещё хуже. Валовой рост этот сектор показал, но аграрные бароны, как всегда, забыли про деньги. За январь – апрель 2016г. чистая прибыль составила Br775,5 млрд., что более чем в два раза меньше, чем годом раньше. Без господдержки 73,7% (!) с/х организаций убыточны. Сумма чистого убытка превысила – Br2 трлн., что в 2,6 раз больше, чем чистая прибыль. Долги сельского хозяйства по кредитам составили Br56,1 трлн., просроченные – Br4,8 трлн., что на 50% больше, чем было в начале 2016г.

Промышленность и сельское хозяйство топят белорусскую экономику. Первыми под воду уходят банки, которые имеют несчастье кредитовать коммерческих трупов. Уходят медленно, но уверенно. Так как нагревается вода в «Хрустальном сосуде» для населения и бизнеса в виде пресловутой лягушки.

А что вкладчики? Они, как божьи одуванчики, не заморачиваются такими страшилками, как кризис, рецессия или рост долговой нагрузки. На 1.06ю2016г. Br-рублёвые вклады населения составили Br37,64 трлн., что только на Br2,56 трлн. меньше, чем было в начале 2016г. Валютные вклады составили $ 7,73 млрд., что почти на $ 480 млн. меньше, чем было на 1.01.2016г. За редким исключением беларусы решили в очередной раз поиграть с государством в русскую рулетку. И это на фоне растущего давления на Нацбанк и коммерческие банки направить вклады населения не финансирование «народно-хозяйственный комплекс». Когда начальник, который имеет высокие шансы стать следующим премьер-министром, говорит «необходимо прекратить перекачивание финансовых ресурсов из экономики предприятий через банки к определенному кругу лиц, которые сегодня вкладывают деньги в депозиты», впору задуматься. Реализовать такую схему – «заставить направить депозиты» можно только именем революции. А что, более $ 8 млрд. – хорошая подушка безопасности для страдающего от хронической нехватки денег правительства.

Вы думаете, что революционная целесообразность не наступит? Динамика финансовых показателей последних 12 - 18 месяцев, состояние внешней торговли и тот факт, что белорусские власти всё еще только обещают создать благоприятный деловой климат для инвесторов, указывает на высокие шансы очередной конфискационной меры – «именем революции».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)