Политика

Елена Толкачева, фото Вадим Замировский, TUT.BY

Посол РФ: Ни Россия, ни Беларусь не имеют права с калькулятором считать, сколько помощи довезено

О какой все-таки помощи Беларусь просила Россию? Об этом и многом другом посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев рассказал в интервью TUT.BY. Предлагаем избранное.

— Дмитрий Федорович, вы наверняка читали интервью Владимира Макея.

— Я его посмотрел, не могу сказать, что прочитал внимательно.

— Но вам не могли не рассказать, что в нем министр озвучил немало претензий официального Минска к Москве. Давайте пройдемся по ним, и начнем с помощи России Беларуси в борьбе с пандемией.

Всем известен факт, что Россия передала нам 10 тысяч тестов. Но пресс-секретарь Путина Песков заявил, что Беларусь просила еще о какой-то помощи. В МИД и правительстве Беларуси недоумевают, о какой. Вы можете прояснить ситуацию?

— Прежде, чем ответить конкретно, обозначу свою позицию по этому тезису. В дома россиян, белорусов, жителей европейских стран, азиатских, в Америку пришла большая беда, мы ее не ждали. И эта беда для нас — испытание и экзамен. Экзамен на технологическое реагирование, на санэпиднормы, на дезинфекцию, на способность построить новые больницы и обеспечить безопасность миллионов людей.

И в то же время это нравственное испытание нашей человеческой надежности, открытости, порядочности, готовности протянуть руку помощи соседу, другу, брату.

И мне кажется, что ни Россия, ни Беларусь, как государства, ни мы, как представители братских народов, не имеем права с линейкой, калькулятором считать, кто чуть больше к кому сделал шагов навстречу, на сколько сантиметров стал ближе друг к другу, сколько килограмм гуманитарной помощи довезено или не довезено.

Если мы только встанем на этот путь, мы точно станем слабее. И мы точно вызовем вопросы, а порой и усмешки, тех многих и многих, кто за нами наблюдает. У нас не все друзья и не все, даже в наших странах, с горением в сердцах занимаются упрочнением союзнических отношений, не все готовы во что бы то ни стало добиться успеха Союзного государства. Эти люди представляют разные структуры, политические партии и так далее, и это совершенно естественно.

Но убежден, что в главном у руководства наших стран, у руководства внешнеполитических ведомств, регионов позиции одинаковые в том, что друг без друга мы не можем, друг без друга мы слабее.

Я, работая в Беларуси, хочу, чтобы мы и наши [белорусские] коллеги эти экзамены истории сдавали, не множили напряжение, которое никому не нужно, и которое нас никогда не сделает сильнее.

Это было превью. Если конкретно отвечать на ваш вопрос, то санитарные службы наших государств находятся в очень плотном профессиональном диалоге. В ответ на обращение руководителя Государственной санитарной службы Беларуси руководители координационного Совета при правительстве России по борьбе с коронавирусом Татьяна Голикова и Анна Попова приняли решение об оперативном ответе и поставке диагностического материала для проведения 10 тысяч тест-систем.

Они были доставлены из Москвы на, что тоже символично, белорусском рефрижераторе, и мы их передали в Центр гигиены, эпидемиологии и охраны здоровья. Много это или мало? В запросе было обозначено 10 тысяч. Было бы обозначено больше, мы наверняка также быстро ответили бы на запрос, как говорится, цифра в цифру.

— Так все же о какой помощи говорил Песков? Чем, помимо тестов, Россия помогла Беларуси? Вы знаете?

— Да, еще были доставлены 140 наборов тест-систем для выявления коронавируса на 14 тысяч исследований. Также позавчера, это важный эпизод, но не хочу из него делать сверх событие или эпохальный этап, губернатор Гродненской области принял от России 50 тысяч респираторов «Лепесток» высокой степени защиты, которые будут направлены на обеспечение защитой медперсонала в Гродненской области.

В том числе эти респираторы будут использоваться больничным персоналом, задействованным для обеспечения безопасности многонационального коллектива на площадке строительства АЭС. Часть респираторов — 7 тысяч — мы передали в больницы Островца, Сморгони, Ошмян.

— Запрос о помощи с респираторами исходил от белорусской стороны?

— Это так важно?

— Конечно

— Да, это был формализованный запрос белорусской стороны.

После интервью в посольстве России в Беларуси рассказали TUT.BY, что Госкорпорация «Росатом» прорабатывает поставку других материалов, которые белорусская сторона запросила нотой от 1 апреля. В их числе концентраторы кислорода и расходные материалы, респираторы 3-го класса защиты, защитная одежда и защитные очки, аппараты ИВЛ.

Также в рамках ПРООН Россия перераспределяет средства своего взноса, предусмотренные на проект «Содействие развитию Беларуси при вступлении ВТО»: оттуда 10 тысяч долларов пойдут на приобретение для Минска экспресс-тестов и респираторов.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(11)