Комментарии
Сергей Аверьянов

Пошаговая стратегия

Видимо, потепление в белорусско-европейских отношениях дошло до своеобразного перекрестка. Дальше надо решать — в каком направлении двигаться? От принятого решения, в сущности, и зависят дальнейшие перспективы диалога.

Европа, по большому счету, продемонстрировала кардинальное отличие от России. Россияне зачастую удовлетворялись выданными им обещаниями и потом, как водится, три года ждали обещанного. Европейцы, возможно, насмотревшись на этот процесс со стороны, решили использовать более прагматичный подход. А именно – понемногу добиваться неких вполне конкретных уступок со стороны белорусских властей, чередуя политику кнута и пряника.

Так было с освобождением политзаключенных в 2008 году. Дело сделано – и в Беларусь засобирались еврочиновники высокого ранга, возникло предложение об участии Беларуси в перспективной для страны программе «Восточное партнерство».

Что поменялось с тех пор?

С одной стороны, вроде как началась объявленная государством либерализация. Заговорили о возможном изменении избирательного законодательства, появились советы, в которые были включены представители демократической общественности. Ну, если не диалог, то хотя бы его видимость. Особых прорывов на этом направлении нет, хотя сам факт либерализации – уже достижение.

Не исключено, что белорусские власти намеревались этим и ограничится. Но, похоже, с европейцами так не получится.

Внимательно проследив за переменами, немножко похвалив и еще раз продекларировав свою заинтересованность в развитии отношений с нашей страной, ЕС продолжает гнуть свою линию. Сейчас на первый план вышли две проблемы – участие оппозиции в диалоге между ЕС и официальным Минском и признание Беларусью Абхазии и Южной Осетии.

Собственно, эти два аспекта, судя по всему, станут условиями для участия Беларуси в «Восточном партнерстве».

«Сегодня мы видим в Беларуси позитивные изменения, движение по направлению к европейским стандартам. Однако решение о включении Беларуси в программу «Восточного партнерства» еще не принято, и пока никто не высылал президенту Беларуси приглашение на майский саммит в Праге» - отметила на встрече с группой журналистов из Беларуси, Украины, России и Молдовы пресс-секретарь генерального секретаря Совета Европейского союза - верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьера Соланы Кристина Галлах.

Интересно, что посещая во вторник Минский моторный завод Александр Лукашенко отметил, что «главный результат состоявшихся переговоров (в ходе визита в Минск Хавьера Соланы – «С») - это то, что Хавьер Солана не поставил ни одного условия».

Казалось бы, Кристина Галлах опровергает эту версию.

Правда, есть одно «но». Что касается признания Абхазии и Южной Осетии, то ЕС категорически отрицает какое-либо давление на Беларусь «Мы говорим Беларуси и говорим любому: мы считаем, что это плохая идея. Это не давление, это транспарентное обсуждение позиции», - цитирует Кристину Галлах www.interfax.by.

Собственно, та же история и с оппозицией. ЕС выражается несколько витиевато, говоря лишь о том, что обязательно продолжит контакты с белорусской оппозицией, а с белорусскими властями – диалог по вопросам прав человека.

Вроде как условия, вроде как и нет. Вернее, условия, конечно, но не в столь жесткой форме, чтобы окончательно обидеть официальный Минск. В этом-то, похоже, и заключается суть европейской политики в отношении сегодняшней Беларуси – потихоньку, шаг за шагом, втягивать нашу страну в свою орбиту. Европа дает возможность белорусским властям сохранить лицо, и это представляется очень важным.

Можно, конечно, требовать от белорусских властей мгновенного выполнения 12 (24, 36 и т.д.) условий как необходимого этапа для начала диалога. Можно, но бесперспективно. Потому что такой путь обречен на провал, как бы не настаивали на его правильности некоторые представители той же оппозиции. Стратегия Европы представляется более правильной, исходя из того, что мгновенная трансформация систем, подобных белорусской, – все-таки условие из области фантастики.

Скажем прямо, и сегодняшние установки ЕС выполнить официальному Минску будет не просто. Будем надеяться, что возобладает здравый смысл. Тем более, что этому способствуют те вызовы, которые стоят сегодня перед Беларусью не только в политическом, но и в экономическом плане.

Потому-то сегодня отношения между Беларусью и Европой напоминают известное высказывание: - Что такое пошаговая стратегия? Это игра Need for Speed на 486-ом компьютере. Так и тут: гонка превращается в затяжную тактическую игру. Но другого верного варианта развития событий, в сущности-то, и нет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)