Скандалы

Катерина Борисевич, TUT.BY

«Понял, что пора соскакивать». В суде рассказали, какие взятки платили за регистрацию лекарств

Во вторник после обеда Минский городской суд перешел к допросу обвиняемых по самому массовому «делу медиков». Вину не признает только бизнесмен Сергей Шакутин, остальные либо полностью согласны с предъявленным обвинением, либо частично.

Общая сумма взяток составила 119 550 долларов и 26 350 евро.

Адвокаты директора компании «Искамед» Сергея Шакутина, директор Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении Александра Столярова и директора «Белфармации» Вячеслава Гнития заявили: их подзащитные готовы дать показания, но после допроса остальных фигурантов, свидетелей, изучения письменных материалов дела.

Первым в суде стали допрашивать Дмитрия Кузнецова, сотрудника коммерческой организации. Он был задержан 31 мая и водворен в СИЗО КГБ, а через два месяца ему изменили меру пресечения на домашний арест. На вопросы прокурора Дмитрий Кузнецов отвечает коротко, не вдаваясь в подробности и отмечает: «Все уже сказано».

По материалам дела, Кузнецов передал директору Центра экспертиз и испытаний здравоохранения Александру Столярову 12 тысяч долларов. И взятки были не связаны с бизнесом Кузнецова, он действовал в интересах своего друга — Андрея Сенатова, члена правления «Лекфарм».

Александр Столяров

— Со Столяровым знаком более 10 лет, — рассказывает в суде обвиняемый Кузнецов. —  (…) С Сенатовым вместе парились в бане, дружили семьями. Я занимаюсь оптовыми поставками очков, наш бизнес не пересекался.

Как вспоминает Кузнецов, он лично познакомил Столярова и Сенатова, последний жаловался: иногда слишком долго идут исследования в Центре. Позже Сенатов сообщил — катастрофически не хватает времени заниматься регистрацией лекарств, он попросил Кузнецова ездить к Столярову от его имени.

— Сказал: «Дима, я тебя очень прошу». Я сразу отказался, но Сенатов попросил, — говорит во время допроса Кузнецов. — Сенатов говорил, будет давать мне по 500 долларов, пока езжу туда и передаю документы. В начале месяца я передавал список препаратов Столярову, чтобы он был в курсе, что предстоит зарегистрировать «Лекфарму».

Взятку в 12 тысяч долларов Кузнецов передал в 4 этапа. Деньги всегда были в конверте.

— За что передавали деньги? — уточняет прокурор Александр Андреев.

— За ускоренную регистрацию лекарств.

Эти взятки, по словам Кузнецова, всегда передавал в кабинете Столярова по одной и той же схеме, встреча длилась 5−7 минут.

— Столяров забирал конверт и не открывал. Деньги клал в стол или в пиджак, — говорит Дмитрий Кузнецов.

Во время предъявления обвинения звучала информация: Александр Столяров получал взятку от «Лекфарм» в том числе за регистрацию «Арпетола».

— Вы понимали, что совершили преступление? — спрашивает прокурор, когда Кузнецов рассказывает про очередную взятку.

— Как-то не очень. Я что-то сделал, за это получил деньги, — отвечает обвиняемый, но дополняет: теперь он знает, что это противозаконно.

Как уточняет фигурант, Столяров от конверта не отказывался, вопросов не задавал. Какая сумма была в конверте, Кузнецов точно не знает, об этом он узнал во время следствия от Сенатова.

— Предположительно, это была не большая сумма, до трех тысяч долларов, — так оценивает содержимое конверта Дмитрий Кузнецов.

— Какая была реакция у Столярова на деньги? — снова задает вопрос прокурор.

— Никакая. Взял и положил.

С 2017 года «Лекфарм», по данным следствия, передавал деньги Столярову уже по другой схеме: деньги получала сотрудница компании Инга Шалькевич (также обвинвемая по делу — Прим. TUT.BY) и передавала их Кузнецову, а он уже директору Центра экспертиз и испытаний здравоохранения.

— Я не смог отказаться, Инга очень помогала моему отцу лекарствами, советами. За услуги в месяц мне обещали 1,5 тысячи долларов, — говорит Дмитрий Кузнецов.

Он хотел познакомить Шалькевич и Столярова напрямую, но последний отказался: «Не надо новых людей». За год, утверждает обвинение, по схеме Шалькевич-Кузнецов-Столяров было передано 38 600 долларов.

Последняя передача денег, 7 тысяч рублей, произошла в кафе в Вильнюсе 11 мая 2018 года, где встретилась Шалькевич и Кузнецов. Вчера Инга Шалькевич сообщила суду: у нее вид на жительство в Литве и зарегистрирована она в Вильнюсе.

— Потом я понял, что пора соскакивать, — говорит Кузнецов.

— Вы даете показания в суде, — делает замечание государственный обвинитель.

— Я понял, что пора прекращать, — исправляется обвиняемый.

Но сам он прекратить не смог, а 31 мая 2018 года был задержан сотрудниками КГБ.

— Почему вас не опасался Столяров? Принимал от вас деньги? — уточняет прокурор.

— Не знаю, — говорит Кузнецов.

Свои отношения со Столяровым он называет «деловыми, уважительными». Общая сумму взяток, переданных директору центра, составила 50 600 долларов.

— Как вы распорядились деньгами? — задает вопрос прокурор про 10,5 тысяч долларов, которые Кузнецов получил за свою «работу».

— Вернул, — ответил обвиняемый.