Поддержка Беларуси со стороны России составила в этом году более $ 6 млрд.

О ситуации в российско-белорусских отношениях, взаимодействии МИДов двух стран, мнении России об участии Беларуси в Восточном партнерстве читайте в интервью старшего советника посольства РФ в Минске Валерия Бондаренко.

- Готова ли Россия, полноправный член ВТО, оказать помощь Беларуси в процессе присоединения к этой организации, какой может быть эта поддержка?

- Насколько можно судить по официальным высказываниям и оценкам белорусских экспертов, в Минске приветствуют членство России в ВТО. В этой связи, здесь обоснованно рассчитывают на оказание Россией содействия в решении вопросов, способствующих присоединению Беларуси к этой организации. Прежде всего, мы видим здесь необходимость оказания помощи нашим партнерам в снятии политических препятствий, предоставлении с нашей стороны консультативно-экспертного содействия при подготовке белорусской стороной документов.

Речь также может идти о выделении дополнительной технической помощи на эти цели. За 18 лет, на протяжении которых Россия решала эти вопросы, у нас наработан в этой сфере богатый опыт.

Вместе с тем, с белорусской стороны выражается и определенная озабоченность в связи со вступлением России в ВТО. Звучат опасения, например, что, оставаясь вне рамок ВТО, Беларусь столкнется с необходимостью придерживаться правил ВТО, не имея при этом права апелляции к защитным судебным институтам Организации в случае дискриминации со стороны третьих государств. Но стоит отметить, что сейчас в целом средний итоговый уровень тарифной защиты, который согласован Россией с ВТО, совместим с экономическими интересами Беларуси.

Поскольку подавляющее количество тарифных линий при формировании Единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза отработано, то это означает, что Беларусь приняла в этом контексте уровень российских тарифных ставок. Все три страны – Беларусь, Казахстан, Россия - при подписании документов по созданию ЕЭП условились, что правила и нормы ВТО будут в рамках сотрудничества главенствующими.

Это означает, что при развитии сотрудничества "тройки" с государствами-членами ВТО у нас будут применяться единые правила игры. В случае какого-то ущемления интересов Беларуси, если она не сможет самостоятельно апеллировать, мы будем ей оказывать в этом содействие.

- Может ли каким-то образом отразиться на эффективности взаимодействия внешнеполитических ведомств назначение нового главы МИД Беларуси, не потребуется ли время для сверки позиций сторон в этой связи? Что знают в Москве о новом руководителе внешнеполитического ведомства?

- Назначение руководителей органов госуправления, в том числе руководителей внешнеполитических ведомств, в любых государствах является обычным явлением в системе власти и вряд ли этот процесс может влиять на уже существующее взаимодействие, например министерств иностранных дел.

Конечно, фактор добрых, порой дружеских отношений, которые мы наблюдали в отношениях Сергея Викторовича Лаврова и Сергея Николаевича Мартынова, способствует успешной совместной работе, но, естественно, не является определяющим. Владимир Владимирович Макей – человек не новый в белорусском МИДе, в двусторонних отношениях между Беларусью и Россией.

Его прекрасно знают, и поэтому говорить о том, что назначение нового министра как-то затормозит межмидовские связи, не приходится. Владимира Макея знают в России как опытного дипломата, который проработал и в МИД Беларуси, и в международных организациях. Российские дипломаты, с которыми ему приходилось работать, хорошо знают нового главу белорусского внешнеполитического ведомства.

Не заставит себя долго ждать и сверка позиций - уже в конце октября пройдет совместная коллегия МИДов двух стран в Минске.

- Минск рекомендует на должность посла Беларуси в РФ первого заместителя министра иностранных дел Игоря Петришенко. Как скоро белорусская сторона сможет получить агреман на данную кандидатуру?

- Агреман на кандидатуру Игоря Викторовича Петришенко белорусской стороной уже получен. Насколько я знаю, пока указа о его назначении послом еще нет, но агреман уже есть. Бывают ситуации, когда кандидатура того или иного посла требует каких-то дополнительных обсуждений. Но не в данной ситуации.

Возможное назначение первого замглавы МИД Беларуси на должность посла в России лишний раз подтверждает высокий уровень отношений двух государств. Игоря Викторовича в Москве очень хорошо знают, поскольку он курирует вопросы двусторонних отношений, развития Союзного государства.

- Большую роль в координации сотрудничества между странами выполняют дипломатические представительства. Как часто посольству РФ в Минске приходиться сталкиваться с трудностями при выполнении своих функций?

- У любого дипломатического представительства, работающего в иностранном государстве, наверное, есть свое отношение к стране пребывания, к тому, как это представительство в той или иной стране воспринимают, как с ним взаимодействуют. В данном случае Россия, наверное, находится в очень выгодном положении. Мы – союзники, наши дипломатические миссии, наверное, пользуются режимом наибольшего благоприятствования. В практическом плане мы чувствуем к себе позитивное, доброжелательное отношение.

При любых ситуациях, которые были в отношениях между Россией и Беларусью – иногда не совсем радужных, это никак не отражалось на полноценном выполнении посольством своих функций. Перед нами никогда никто двери не закрывает, как на высшем, так и на других уровнях. Особенно в этом плане хотелось бы отметить МИД.

- Беларусь и Россия в последние годы столкнулись с серьезными противоречиями в газовой, нефтяной, торговой сферах. К чему готовится в ближайшей перспективе, ждать ли каких-либо новых "войн"?

- Пусть не тешат себя иллюзиями те, кто этого бы желал. В двусторонних отношениях не бывает всегда все гладко и равнозначно. Мы - два независимых суверенных государства, у каждого свои интересы, принципы, законы. М

ы сотрудничаем, не ущемляя интересов друг друга. Проблемные вопросы, которые иногда возникают, главным образом не на межгосударственном уровне, а на уровне субъектов хозяйствования, быстро разрешаются. Может быть, иногда в этот процесс вмешиваются эмоции. Но, тем не менее, проблемы не загоняются в тупик, а находят свое логичное разрешение.

Сейчас, когда мы заняты в совместных интеграционных проектах, эти темы, по-моему, уже списаны в архив. Потому что в большей степени мы уже ориентируемся на принципы, выработанные совместно в рамках Таможенного союза. У нас появился наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия, которая призвана вырабатывать общие принципы сотрудничества. В этой ситуации предвидеть и предполагать каике-то негативные моменты уже сложнее.

- Руководство МИД РФ неоднократно выражало несогласие с позицией Запада по поводу введения санкций в отношении Беларуси. А предпринимаются ли российскими дипломатами какие-либо конкретные меры и действия по поддержке Минска в этом плане, минимизации последствий этих санкций?

- Смотря что понимать под конкретными мерами. По данному вопросу хотелось бы сослаться на высказывание Лаврова в ходе его недавнего визита в Минск. Если рассчитывать на то, что Россия в пику тому, что в отношении Беларуси предпринимаются какие-то санкции, будет также кому-либо угрожать, то этого не будет.

Вообще, режим санкций никогда не приводил к позитивным результатам. Если это, конечно, не является общим выработанным мнением в отношении преступных действий тех или иных террористических, экстремистских структур.

Мы считаем, что применение санкций в отношении Беларуси является демонстрацией и использованием Западом двойных стандартов. В Беларуси не самая худшая ситуация в мире, как это некоторыми преподносится.

Проблемы есть у всех, в том числе и в России. Но концентрировать свое внимание именно на белорусских проблемах, выставляя их как что-то сверхъестественное, это демонстрация политики двойных стандартов. Россия неоднократно выступала за открытое обсуждение всех имеющихся проблем в отношениях Беларуси с ЕС, с Западом в целом. Беларусь является полноправным участником международной политики и только за столом переговоров следует снимать существующие проблемы.

- РФ в свое время достаточно прохладно встретила инициативу Евросоюза "Восточное партнерство", в которую включена и Беларусь. В Москве по-прежнему считают, что данная программа направлена на создание буферной зоны вокруг РФ?

- Утверждение, что в России инициативу "Восточное партнерство" восприняли негативно, с каким-то отторжением, в корне неверно. Данный проект, направленный на сближение с постсоветскими государствами, в принципе никогда не вызывал противоречий с нашей стороны. Более того, сама идея Восточного партнерства, которая изначально выносилась как идея интеграции государств, их вовлечения в европейские процессы, с нашей стороны только поддерживается.

В том числе, может быть, особенно в отношении Беларуси. Поскольку, на наш взгляд, любые позитивные моменты в отношениях Беларуси с ЕС автоматически позитивно влияют и на отношения с Россией. Потому что в рамках Союзного государства у нас много программ по развитию тех или иных сфер. И если к этому приложат руку европейские структуры, то ради Бога.

Кроме того, у нас остается выверенной с белорусами позиция о том, что ни наше участие в проектах с зарубежными партнерами, ни участие белорусских коллег не должно вредить нашим общим интересам. Намека на такое развитие событий мы не видели, наоборот, мы приветствовали участие Беларуси в проектах ЕС.

Белорусская сторона предложила ряд проектов в рамках Восточного партнерства, но в силу ряда причин они остались невостребованными. То, что сейчас участие Беларуси в Восточном партнерстве сведено к минимуму, поверьте, не является поводом для радости со стороны России.

- У Беларуси и России по-разному складываются отношения с Польшей. В Москве заметили недавние высказывания главы МИД польского государства Сикорского о помощи "десяти миллионам белорусских европейцев"?

- То, как складываются двусторонние отношения с Польшей у России или Беларуси, я комментировать не стану, так как это совсем другая тема. О высказываниях главы польского МИД, о которых вы говорите, лично я узнал из прессы. Не думаю, что они дают повод для особого внимания Москвы. Заявление г-на Сикорского о том, что Польша озабочена положением "десяти миллионов белорусских европейцев" и намерена поддержать их, выделив, в частности, на поддержку НПО и развитие независимых СМИ в Беларуси 5 млн. евро из тех 10 млн., что планирует выделить Евросоюз, можно, наверное, приветствовать. Возможно, эти средства как-то и помогут "10 миллионам белорусов".

В этой связи хотел бы высказать мнение, что реальному улучшению жизни граждан Беларуси могло бы способствовать развитие торгово-экономического сотрудничества Беларуси, в том числе и с Польшей, снятие искусственных барьеров и санкций на этом пути. Это наглядно подтверждает российско-белорусское взаимодействие во всех сферах.

Например, только в этом году Беларусь за счет существенно сниженных цен на газ, беспрепятственных поставок нефтепродуктов и создания других благоприятных условий уже получила дополнительно более $ 6 млрд. Цифры, как представляется, говорят сами за себя.




Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)