Это Европа

Руслан Горбачев

Почему у выборов в Беларуси и Литве мало общего

Член главной избирательной комиссии (ГИК) Литвы Айсте Жилинскене рассказала «Салідарнасці», чем проведение выборов в ее стране отличается от волеизъявления граждан в Беларуси.

Новый президент Литвы Гитанас Науседа и Аисте Жилинскене. Все фото – Facebook  

Как Айсте Жилинскене попала в Главную избирательную комиссию?

Право назначать членов ГИКа в Литве имеют президент, министр юстиции, Ассоциация юристов Литвы, а также представленные в парламенте партии.

Айсте Жилинскене назначила экс-президент Литвы Даля Грибаускайте, но на вопрос являлась ли она членом ее команды (как Лидия Ермошина является членом команды Александра Лукашенко в Беларуси), член ГИКа ответила недоуменным взглядом.

– Меня делегировал президент, но в Главной избирательной комиссии нет членов команды президента и быть не может. Делегаты от партий, конечно, отстаивают интересы своих структур. Они субъективны и это нормально. Но делегаты от президента, министра и Ассоциации юристов занимают независимую позицию. Меня выдвинули в комиссию, не потому что я была сторонницей президента, а потому что я работала журналистом и представляла интересы медиа (работает также главой Ассоциации интернет-медиаС.). Я преподаю в университете журналистику и рекламу, хорошо знаю смежные сферы и законы. Поскольку ГИК сталкивается с многочисленными жалобами на политическую рекламу, ей была важна моя компетентность, – объяснила Айсте Жилинскене.

В ГИК она работает два с половиной года.

– Срок моих полномочий заканчивается через полтора года. Как вы знаете, у нас сменился президент. Если он пожелает, то выдвинет мою кандидатуру на второй срок. Но, возможно, он решит выдвинуть других людей, – рассказала член ГИК. 

С каким «вопиющим» нарушением член ГИК столкнулась за последнее время

Как известно, в мае в Литве прошли президентские выборы, победу на которых одержал Гитанас Науседа. Как рассказала Айсте Жилинскене, несмотря на два тура, с особыми трудностями ГИК не сталкивался.

– Все было хорошо организовано, правила ясны. Случались только жалобы со стороны одних кандидатов на других. К примеру, по поводу потраченных денег на предвыборную кампанию, – рассказала Айсте Жилинскене.

В этом же году, весной, в Литве прошли местные выборы. На вопрос, с каким вопиющим нарушением ей пришлось столкнуться за последнее время, член ГИК привела пример из них. Главизбирком Литвы признал, что кандидат в мэры Мажейкяй (в Литве прямые выборы мэровС.) подкупала избирателей. Каким же образом?

– Лина Римкене организовала концерт, согласовала дату мероприятия, которая совпала с периодом проведения избирательной кампании. Она собиралась выдвигаться кандидатом, и об этом было уже известно публично, – цитировали СМИ слова Аисте Жилинскене с заседания ГИК.  

Если более подробно: политик арендовала усадьбу, и на платный концерт для части зрителей билеты продавали со значительной скидкой.

– За это нарушение политик понесла административное наказание – штраф. За подобное у нас с выборов не снимают, это незначительное нарушение. Главное наказание для политика в таких случаях – это когда публично говорят о том, что он сделал что-то неправильно, – сказала «Салідарнасці» Аисте Жилинскене.

Почему у выборов в Беларуси и Литве мало общего

Это можно пояснить при примере парламентских выборов. В Литве при выборах в однопалатный Сейм действует смешанная избирательная система. 71 депутат избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, 70 — по спискам партий.

Избирательные комиссии на местах формируются из выдвиженцев партий. Количество мест ограничено, но для большего контроля политические силы могут делегировать наблюдателей на участки.

– Сколько угодно, – отметила Аисте Жилинскене.

Досрочное голосование начинается на парламентских выборах за два дня до основной даты. По словам члена ГИК, количество проголосовавших на них составляло в последнее время от 11% до 18% (в Беларуси, напомним, этот показатель составляет 30-40%).

Наблюдатели на участках имеют широкие полномочия: следить за подсчетом бюллетеней им никто не мешает, а в случае подозрений они могут попросить их пересчитать.

– Указав в жалобе законные основания, это можно сделать сразу или даже через несколько дней, – рассказала Аисте Жилинскене.

По ее словам, последние выборы в Литве проходили без каких-либо скандалов по поводу работы избирательной системы, не говоря уже об отсутствии обвинений в фальсификациях:

– Кроме непосредственно самих выборов Главная избирательная комиссия контролирует мандаты членов парламента и президента – соблюдают ли они законы. Честная и демократичная работа избирательной системы обеспечивается двумя факторами. С одной стороны, законами, которые гарантируют независимость членов ГИК, в том числе благодаря хорошему заработку. С другой – компетентными, образованными людьми, которые не допускают влияния политиков на себя.

Чего ждать от нового президента Литвы