Почему пороки своей истории нужно не отрицать, а изучать

Три интересных фрагмента из программы писателя Михаила Веллера «Подумать только...» на «Эхе Москвы».

Что очень огорчило? Вот Людмила Алексеева, человек безупречных моральных качеств достойнейшей судьбы, вот она опубликовала эту статью, которая фактически заявление круглого стола 12-го декабря – тоже было перед самым Новым Годом: «Где мы и что делать?»

И там есть одно место, которое меня просто ошеломило, где пишется, что необходимо переформатировать существующие политические структуры, которые сейчас на демократическом фланге, и дальше: «Мы не имеем права предлагать готовые решения, это дело самих партий и движений», — пишет Алексеева...

Это та самая политика непредрешенчества, вот это то самое лето 17-го года, когда «наше дело – обеспечить выборы в Учредительное собрание, а там уже сами решат». Сами не решили. Разогнали Учредилку и повесили замок. И расстреляли рабочую демонстрацию. И на том кончилось Учредительное собрание...

Если у тебя нет ясной, четкой, вменяемой, жесткой, категоричной продуманной программы, что и как надо делать, то в таком случае раньше или позже найдется другой, у которого будет эта программа. Тебе она может, страшно не понравиться, но вот он вскочит на броневик и огласит свои тезисы, которые потом назовут «апрельские», и над ним будут смеяться все, начиная с собственной партии. Пройдет несколько месяцев и примут как родные, потому что свою линию гнет, а остальные говорят: «Мы не должны...».

Нет, это непредрешенчество – это, я вам доложу, совершенннейший конец всему. Человек должен знать, какой он хочет видеть страну конкретно. Потому что точка зрения «а вот они соберутся, и мы решим все вместе...» — ничего вы все вместе не решите. За вас решит кто-нибудь другой, кто не будет долго думать.

***

Представьте себе, что вы живете в другой стране, и читаете, как в России в массовом порядке умирают в год — да 10 тысяч, они только выпили не того — а от разнообразных форм упоя до 40 тысяч человек в год. И пьют всё: стеклоочистители, тормозные жидкости, все эти целебные капли на спирту. И травятся и пьют дальше. Господа, но ведь же туземная черта, ведь это же страшно, ведь это же ужасно, ведь это же позорно!

Вы знаете, провались все они, эти прибыли бюджета, который все равно разворовывают, но выпускайте уже тогда дешевую водку. Ну, нельзя же... Ведь это какой-то ужас, это позорище, кроме того, что это происходит вымирание населения.

***

Зачем нужно еще знать пороки своей истории? Для того, чтобы как-то исправлять настоящее и делать себе лучшее будущее. Потому что есть два варианта: ты заявляешь, что никакой пропасти нет, идешь мелкими шагами и, безусловно, ссыпаешься вниз. Второй вариант: ты говоришь, пропасть, ну, вообще дофигища глубина и камни внизу; пока мост не построим, нефиг идти. А где брать лес для моста? Искать надо. И в конце концов строите мост.

Веллер: Россияне, как туземцы, торгуют родиной навынос

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)