Почему Лукашенко ополчился на следователей и прокуроров
Правозащитник Олег Волчек – о вседозволенности в правоохранительной системе.
Скриншот видео tvr.by
Во вторник глава государства внезапно наехал на силовиков из-за дела главного инженера МЗКТ.
– Я не понимаю, как можно задержать человека, посадить его в следственный изолятор (даже не в тюрьму, а в следственный изолятор – разница понятна) и держать его в четырех стенах четыре года? Держать этого человека и потом за недоказанностью отпустить. Дело в том, что это разнузданность правоохранительных органов, – заявил Лукашенко на встрече с председателем Следственного комитета.
Как председатель СК оправдался после претензий со стороны главы Беларуси
В целом глава Беларуси довольно жестко прошелся по силовикам, к которым в обычное время он относится вполне себе лояльно.
В экспресс-комментарии «Салiдарнасцi» ситуацию объясняет правозащитник и бывший следователь прокуратуры Олег Волчек.
– В Беларуси есть множество дел, когда люди сидят и по два, и по три года. Смысл такой: по закону дается два или три месяца на то, чтобы расследовать дело. На это время подозреваемого можно отправить под арест. Далее запрашивается арест уже на полтора года, но для этого уже должны быть очень веские доказательства, когда все указывает, что человек виновен, но осталось, например, экспертизу провести, – рассказал Волчек.
По словам собеседника, даже в лихие 90-е, на полтора года арестовывали только самых опасных злоумышленников:
– Сегодня я вижу, что идет формализм. Дают большие сроки, даже когда вина доказана на 50% – и никто не разбирается. Это касается не только громких процессов, много таких случаев есть и в регионах. Это такая старая совдеповская норма: мол, лучше арестовать, а то вдруг убежит.
Олег Волчек обращает внимание, что в суде несправедливый арест в Беларуси обжаловать почти невозможно, потому как суд, скорее всего, станет на сторону прокуратуры.
– Это проблема во всей правоохранительной системе в целом. Это проблема и прокуроров, и следователей, и розыска. Все они заинтересованы арестовать человека, чтобы он там сидел, а они себя спокойно чувствовали. А в каких условиях там люди сидят, никого не интересует.
Почему Лукашенко вдруг ополчился на прокуратуру? Потому что ему приходят письма с жалобами на прокуроров со всей страны. Можно только догадываться, сколько жалоб к нему поступило, что он поднял этот вопрос.
Конечно, ему приходится реагировать, так как остается год до президентских выборов – и нужно что-то делать. Но слова Лукашенко никак не повлияют на ситуацию. Система нуждается в коренных изменениях: это и реформа прокуратуры, и реформа следствия, и реформа суда...
Если же взять конкретный случай главного инженера МЗКТ, то теперь государство обязано выплатить этому человеку компенсацию. Я бы предложил вот что: пусть государство предъявит регрессный иск к прокурорам, и следователям… Вот если бы Лукашенко дал поручение взыскать эти деньги с них, тогда они бы лучше думали, кого арестовывать, а кого оставить под домашний арест или подписку о невыезде, – считает правозащитник.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное