Петровская: «Самое интересное, что никто, в общем, скандалу с Друзем особенно не удивился»
«И я была девушкой юной, сама не припомню когда». Но хорошо помню, что тоже играла в «Что? Где? Когда?». В той самой игре первого, ворошиловского, созыва, которая побила сегодня все рекорды телевизионного долголетия.
Владимир Яковлевич Ворошилов лично отбирал потенциальных знатоков, разъезжая по разным вузам. Вот и к нам на журфак МГУ заехал и выбрал нескольких желающих попробовать себя в игре.
Александр Друзь. Фото Интерпресс / PhotoXPress
Все тогда было скромненько, но чистенько. Снимали не в специально приспособленном для этого здании в Нескучном саду, а в крохотном отсеке телецентровского бара (как там все помещались — ума не приложу). Называлось все это не «элитарным клубом», а клубом знатоков. Не интеллектуальным шоу, а просто передачей. На кону же стояли не деньги, а книги. За эти-то страшно дефицитные по тем временам «призы» мы и сражались, аки звери.
Я в игре недолго продержалась. Навалились студенческие проблемы, а съемки никак нельзя было пропускать. Раз-другой пропустил — больше не позовут. Знай я тогда, какая слава и какое долголетие ожидают «ЧГК» — может, и плюнула бы на студенческие дела. Ах, если бы знать…
Потом уже смотрела «ЧГК» как зритель, позднее — как телекритик. Знатоки на моих глазах посолиднели, надели смокинги и галстуки-бабочки, в шоу сообразно новым временам пришли большие деньги, и клуб обрел статус «интеллектуального казино». Выдающимся игрокам стали присуждать звание магистров — не в академическом, а средневековом значении этого слова («великий магистр ордена, гроссмейстер, духовный лидер, наставник и отец»). Ученая сова — символ интеллектуального шоу — «оделась» в хрусталь и бриллианты и вручается теперь лучшим игрокам сезона. Все по-взрослому, все респектабельно.
На этой неделе, к примеру, выяснилось, что в Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» имеются даже дисциплинарная комиссия и комиссия по этике, призванные оценивать и разрешать различные конфликты внутри клуба — дабы не выносить сор из избы. Репутация превыше всего.
Комиссию по этике возглавляет Александр Друзь — магистр, обладатель шести хрустальных и одной бриллиантовой совы, старейший игрок, признанный лучшим за всю историю клуба и удостоенный за это ордена «Бриллиантовая звезда», а также нравственный ориентир и духовный маяк для младого племени, время от времени пополняющего ряды ветеранов движения.
Но как в пословице про сапожника без сапог, так и в жизни — глава комиссии по этике внезапно оказался замешан в истории самого что ни на есть этического свойства. Истории мутной, мгновенно подхваченной всеми СМИ, поскольку телекорпорации — организации почти военные, с жестокой корпоративной дисциплиной и специфической корпоративной же этикой, редко допускают вынос сора из избы, предпочитая улаживать внутренние конфликты по-тихому, чтобы комар носа не подточил.
И тут-таки подточил. И не комар какой-то, которого прибить тапком не составит труда, а главный редактор игрового шоу «Кто хочет стать миллионером?» Илья Бер (он же бывший игрок клуба «ЧГК» и член дисциплинарной комиссии Международной ассоциации клубов). Именно он публично и открыто обвинил магистра Друзя в мошенничестве и попытке подкупа в обмен на долю от выигрыша в 3 миллиона рублей. Бер, которому Друзь намекнул о намерении поделиться, если главред заранее сообщит ему вопросы и ответы, принял решение вывести нечистоплотного коллегу на чистую воду: часть вопросов действительно ему «слил», часть потом заменил, все переговоры записывал и спустя два с половиной месяца после съемок обнародовал. Друзь сутки молчал, а потом объяснил, что все было с точностью до наоборот: это-де Бер сам предложил ему список вопросов и ответов в обмен на долю от приза.
Теперь руководство МАК и Первого канала проводят собственные расследования инцидента, предполагая, что в основе его — личный конфликт фигурантов дела.
Самое же интересное заключается в том, что никто, в общем, особенно не удивился. Не закричал: «Вау, какой кошмар, рухнул последний оплот чистоты и честности — интеллектуальное ТВ!» Напротив, большинство комментаторов сходится на мысли, что если в других форматах и программах ТВ давно позволяет себе жульничать, подтасовывать и манипулировать, то почему в одном-единственном не может быть договорных игр и обмана доверчивых зрителей?
Вспомним недавний фильм Бориса Соболева «Идущие к черту» (канал «Россия»), разоблачающий жульничество в крайне популярных у народа шоу типа «Битвы экстрасенсов». Там ведущий «Битвы экстрасенсов» Марат Башаров без тени смущения откровенничал: мол, был случай, когда один из участников предложил ему миллион долларов в обмен на подсказки. «Взяли?» — спросил собеседника Соболев.
«Деньги взял, но информацию не слил», — довольно ухмыльнулся циничный ведущий. Плюй в глаза…
Друзь ответил на обвинения в подкупе на «Кто хочет стать миллионером?»
Читайте еще
Избранное