Общество
Игорь Москаленко, abw.by

«Отдайте мне мой автомобиль»

На законодательном уровне все давно (а также – недавно!) уже сделано так, чтобы мы знали – государство в подобном случае нас не оставит наедине с бедой (или радостью) – поможет, защитит, обеспечит и т.д. Надо только – верить и ждать, верить и ждать, верить и…

– Приобрел я этот автомобиль в 2006 году. Только год на нем поездил, а 9 ноября 2007 года вечером, во время посещения магазина на улице Некрасова в Минске, его у меня украли. Сразу же вызвал милицию. Приехали быстро на трех машинах. Все осмотрели, записали. Возбудили уголовное дело. Особой надежды не было. Но прошел месяц – звонок из главного управления УВД Мингорисполкома: ваш автомобиль найден, поезжайте в РОВД Советского района, где возбуждали уголовное дело, берите там все документы по машине и вместе решайте, как и когда будете забирать свой автомобиль из России... – так началась затянувшаяся история возврата из ближнего зарубежья автомобиля, принадлежащего жителю г. Минска Анатолию Шумко.

"И лучше, и надежнее, и даже быстрее..."

- Прихожу в следственный отдел. Там в то время была следователь капитан милиции Грамадская. Она мне рассказала, что автомобиль мой был обнаружен в России 11 декабря 2007 года сотрудниками Себежской таможни Псковской области. А это всего лишь в четырех километрах от нашей границы! "Но ехать за ним, – говорит она, – вам не надо. Мы им сами направим все необходимые бумаги, а затем сами же все и привезем".

И как я ни старался, как ни уговаривал обойтись безо всех этих формальностей, как ни пытался добиться разрешения самому съездить и забрать находку – нет, и все! Мол, так будет и лучше, и надежнее, и даже быстрее. Ладно, поверил, решил подождать. Прошло две или три недели – ничего. Звоню, интересуюсь. Говорят, что, из-за того что неправильно они что-то там написали, вышла задержка: "Ждите еще..." Но прошло еще два или три месяца – тишина. Иду к начальнику РОВД Советского района. Он всех этих следователей вызвал и в их присутствии с большим оптимизмом обнадежил меня в самом скором возврате моего автомобиля. Но проходит еще месяц – та же картина.

Прихожу к следователю, уже другому, а он мне: "Жду указаний сверху..." А кто должен дать это указание – не говорит. Ну раз так, иду я тогда в прокуратуру и пишу жалобу на бездействие. И пошла переписка, обещания и заверения.

"С целью решения вопроса..." и в ожидании значимой информации

Так, первый ответ-пояснение пришел из управления внутренних дел администрации Советского района г. Минска 27.05.2008 за подписью замначальника Бессмертного С.Ф.

В нем сообщалось, что искомый автомобиль с 25 января 2008 г. находится на складе ООО "РУС-СЕРВИС терминал" и в соответствии с п.6 ч.1 ст.78 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22.01.1993 договаривающиеся государства обязуются по просьбе передавать друг другу предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Поэтому соответствующее поручение об оказании правовой помощи уже направлено в компетентные органы юстиции РФ с просьбой о передаче изъятого автомобиля правоохранительным органам РБ.

"Однако до настоящего времени материалы по указанному поручению из Российской Федерации в следственный отдел предварительного расследования управления не поступили, – сообщил замначальника управления и заключил: – При получении значимой информации Вы будете уведомлены дополнительно".

Аналогичный ответ за подписью начальника международного отдела Шаблыко О.А. 24.07.2008 был получен из Генеральной прокуратуры РБ.

Прошел еще год – и никаких результатов.

Во время очередной прямой линии с министром внутренних дел рассказал ему Анатолий Григорьевич о своей беде и пожаловался на волокиту. Вскоре (а именно 21.08.2009) из Министерства внутренних дел РБ был получен ответ, в котором сообщалось: "Для обеспечения возврата автомобиля и восстановления Ваших прав следственным управлением предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома готовится международное поручение об оказании правовой помощи в компетентные органы Российской Федерации для отмены постановления суда Себежского района Псковской области в части конфискации Вашего автомобиля, наложения на него ареста и передачи правоохранительным органам Республики Беларусь.

Контроль за организацией этой работы возложен на управление предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома. С уважением, министр А.Н.Кулешов". И личная подпись.

- Ну, думаю, раз уж сам министр внутренних дел в курсе моей проблемы и сообщает о дополнительном контроле, значит, конец моему томлению, опасениям и тревогам. Но проходит еще месяц, затем второй, третий – никаких известий. Снова иду в РОВД Советского района. А там опять уже все поменялось: от начальника до следователя. Рассказываю о своем деле – никто ничего не знает. Снова пишу жалобу в прокуратуру. И лишь после этого позвонили, пригласили и показали наконец-то мне мое дело. А там – гора каких-то отписок. И снова: "Ждем команды сверху. И как только, так мы..."

"На принципах взаимного уважения и невмешательства"

В декабре 2010 года, накануне президентских выборов, решил наш отчаявшийся "ожидалец" пожаловаться на самый верх – в Администрацию президента.

Через два дня – 08.12.2010 – пришел ответ, в котором начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации президента Буко С.И. сообщил: "Ваше обращение направлено Министерству внутренних дел РБ с поручением сообщить Вам о результатах рассмотрения".

И вот в канун Нового года, а именно 31.12.2010, в официальном ответе за подписью начальника главного управления процессуального контроля Министерства внутренних дел РБ Германовича Н.А. наш герой читает: "Уважаемый Анатолий Григорьевич! Сообщаем, что главным управлением процессуального контроля МВД Республики Беларусь проведена проверка по вашему обращению с просьбой о возврате принадлежащей Вам автомашины "Фольксваген-Гольф III", похищенной 09.11.2007, а впоследствии обнаруженной в Российской Федерации.

Установлено, что 11.12.2007 сотрудниками Себежской таможни задержан Пашуто Н.В., который, минуя таможенный пост, передвигался на незадекларированной в общем порядке автомашине "Фольксваген-Гольф III" с регистрационным номером 73-46 ВАМ, используя при этом подложное свидетельство о регистрации ТС на имя Вавилова Д.В.

За нарушение требования таможенного законодательства в тот же день указанной таможней возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.

06.05.2008 постановлением суда Себежского района Псковской области Пашуто Н.В. признан виновным в совершении указанного правонарушения и подвергнут административному взысканию в виде конфискации ТС – автомашины "Фольксваген-Гольф III". Его причастность к краже указанной автомашины следствием не установлена.

В адрес компетентных учреждений юстиции РФ органом, ведущим уголовный процесс, неоднократно направлялись поручения с просьбой о передаче правоохранительным органам Республики Беларусь принадлежащей Вам автомашины. По информации российской стороны, произвести выемку автомашины не представляется возможным по причине вступившего в законную силу постановления суда о ее конфискации как предмета административного правонарушения.

Орган уголовного преследования не имеет правовых оснований для постановки вопроса перед российской стороной об отмене решения суда о конфискации автомашины, так как международное сотрудничество правоохранительных органов государств – участников Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22.01.1993 строится на принципах взаимного уважения и невмешательства в их деятельность.

В этой связи разъясняем, что в соответствии с положениями ст.1 указанной конвенции Вы имеете право обратиться в суд Себежского района Псковской области РФ с иском о признании Вас собственником автомашины и обжаловать решение суда о ее конфискации с одновременным требованием возврата".

"А воз и ныне – там!"

"Мне все время рассказывают, что вся моя проблема из-за того, что в России – бардак. Но я не понимаю – какой бардак, где именно, и у кого конкретно он в моем случае?! Моя машина, с перебитыми номерами и с поддельными документами проехала всю Беларусь, пересекла границу – никто ее у нас не остановил и не задержал. А в России ее сразу же задержали. Прямо на границе. И в четырех километрах от этой границы она стоит уже более 3 лет! То мне не давали возможности самому съездить и забрать свой автомобиль, то сами не могли все как следует написать, затребовать, а теперь в результате всей этой волокиты промурыжили до того, что – никому больше до меня нет и дела. Так получается?! Сам теперь езжай, ищи, судись и забирай, (если от него еще хоть что-то осталось)", – сокрушается наш герой, не переставая удивляться своему положению.

Мы же при всем сочувствии Анатолию Григорьевичу, ничему, к сожалению, в этой истории не удивляемся. Ибо нового и необычного в этой истории нет для нас ничего, к сожалению, нет.

К теме возврата/невозврата в Беларусь угнанных и обнаруженных в России автомобилей "Автобизнес" обращался неоднократно. Впервые в 2004 г. "Последнее приключение Шурика" ("АБw" N52 от 30 декабря.) – трагикомедия с угоном автомобиля, счастливым его поиском и очень странным "возвратом"- выкупом находки у самих же московских милиционеров.

"Чужое как найденное" ("АБw" N4 от 27 января 2005 г.) – анализ сложившейся в стране ситуации вокруг возврата угнанных автомобилей и комментарий начальника управления Главного управления предварительного расследования МВД РБ, подполковника милиции Семеняко А.В., который тогда еще, в частности пояснил и отметил нам следующее: "Если бы пострадавший знал закон, то должен был далее терпеливо ожидать, пока компетентные органы не осуществят передачу найденного автомобиля.

Самостоятельно действовать пострадавший не должен! Для этого существуют органы государства и должностные лица, в обязанности которых входит разрешение этих вопросов. Конечно, процедура передачи автомашин непростая и длительная. Понятно нетерпение. Тем не менее, есть установленный порядок. Если потерпевший считает, что ОВД не принимают достаточно мер по истребованию его имущества у другого государства, то он вправе обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию. В вашем случае – ГУВД, УВД, МВД, прокуратуру. Именно такая жалоба была нами рассмотрена в прошлом году. В результате – ряд и должностных лиц получил серьезные взыскания, и процедура была ускорена". То есть факты волокиты имеют место быть. И за это даже наказывают!

И уже через неделю эти слова привели очередного возмущенного читателя к нам в редакцию со своей историей "возврата". ("Кто не успел?", N11 от 17 марта 2005 г.). Угнанный автомобиль Олега Медовникова обнаружили в Москве. Однако из-за затянувшейся процедуры запроса с нашей стороны и должного внимания компетентных органов, находку вернули "под ответственное хранение" незадачливому покупателю (или воришке?), который спокойно продал её. В результате, по поручению Генеральной прокуратуры РБ делом по факту угона и возврата автомобиля Олега Медовникова занялось Главное управление предварительного расследования МВД РБ, но найти снова и вернуть похищенное больше так никому и не удалось.

На что еще можно надеяться?

Так, может быть, все-таки Анатолий Григорьевич должен был сам ехать в Россию и забирать свою пропажу? В статье 78 "Передача предметов" Конвенции от 22.01.1993 "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", в ее третьей части "Специальные положения о правовой помощи по уголовным делам", ясно и четко сказано: "В соответствии с конвенцией выдача предметов (в том числе и автомобилей) физическим лицам не допускается". То есть гражданин не может по своей инициативе поехать куда-либо за пределы РБ для того, чтобы забрать свою машину! В рамках конвенции (а это прежде всего обязательства государств!) предусматривается, что только договаривающиеся стороны (а не частные лица!) по просьбе передают друг другу предметы. Так что никакой самодеятельности и выкупа!

А если данной конвенции кому-то недостаточно, то вот вам свежее подтверждение того, что "все будет хорошо!". Так, тема возврата угнанных автомобилей вновь поднималась на самом высшем уровне в прошлом году. В начале апреля Палата представителей Национального собрания Беларуси приняла проект закона "О ратификации соглашения о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата".

Представляя данный законопроект, министр внутренних дел Беларуси Анатолий Кулешов отметил, что принятие данного законопроекта позволит повысить раскрываемость краж и угонов автотранспорта на территории СНГ, а также даст больше возможностей правоохранительным органам работать в правовом поле. Затем, комментируя ратификацию соглашения о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата, Анатолий Кулешов отметил: "Этот документ позволяет МВД обращаться с запросами в компетентные органы стран СНГ. При этом в случае, если автомобиль был угнан, например, в Россию из Беларуси, процедура его возврата будет бесплатна для хозяина. Для этого будут специально заложены средства в бюджете МВД". Кроме того, министр отметил, что правоохранительные органы стран – участниц соглашения должны будут обеспечивать сохранность найденных автомобилей.

И что? Как видите – ничего. На законодательном уровне, как видите, – все давно (и недавно!) уже сделано так, чтобы мы знали – государство в подобном случае не оставит нас наедине с бедой (и радостью) – поможет, защитит, обеспечит и т.д. Надо только – верить и ждать. Но если у вас не того, ни другого уже не осталось, и не на кого (или не на что) больше надеяться – знайте: вы не одни такие, и мы о вас, помним, любим, скорбим.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)