Комментарии

Кирилл Живолович, БелГазета

«Остаться безгрешным и несудимым в Беларуси – это подвиг»

Едва ли не самой обсуждаемой новостью прошлой недели среди рядовых граждан стала информация о том, что в стране грядет амнистия. Потому как в каждой семье современной Беларуси найдется брат, сосед или друг, осужденный по той или иной статье.

Давно устарела шутка о том, что из многолетнего периода стабильности и процветания порядочным людям стыдно будет выходить без судимости. Будь ты бизнесменом, таможенником или врачом, но отсутствие хотя бы административного наказания в биографии наводит тень на плетень и позволяет заподозрить каждого в том, что трудовой путь человека оказался чист и прозрачен до приступов тошноты и рвоты.

Остаться безгрешным и несудимым при таком количестве контролирующих, правоохранительных и судебных органов в стране - это действительно подвиг на уровне Марата Казея и Зои Космодемьянской. Когда любая налоговая или пожарная инспекция, следователи, прокуроры и другие гособвинители круглосуточно бдят с готовностью выписать штраф любого размера или вынести сугубо обвинительный приговор, то амнистия - это единственное, чего можно ожидать с удовольствием и надеждой.

Предвидится, что закон «Об амнистии» будет разработан по случаю 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Звучит празднично и красиво, но если взглянуть на инициативу беспристрастно и объективно, то она напоминает не акт милосердия и вовсе не пахнет благожелательностью со стороны государства. Это скорее попытка разгрузить переполненные тюрьмы и освободить места для новых сидельцев из завтрашнего дня.

Примерно треть заключенных сегодня - это наказанные за преступления экономического характера, почти столько же - покаранные по жесткой ст.328, причем не из числа настоящих «наркобаронов» и их покровителей, а юные «первоходки», поддавшиеся искушениям и соблазнам со стороны как раз оставшихся безнаказанными баронов и баранов.

Так уж повелось, что некоторые категории законно осужденных в нашей стране получают право на досрочное освобождение не в рамках амнистии, а просто по распоряжению важных органов и по милости чьей-то. Кто-то по большой нужде, кто-то в виду крепких семейных связей, кто-то за солидное вознаграждение небожителям, а кто-то и вовсе за чересчур красивые голубые глаза. Имя им - легион.

Вышедшим на свободу досрочно взяточникам, освобожденным раньше положенного коррупционерам, просто тихонько отправленным по заданию партии из тюрьмы в колхоз преступникам. Десятки людей, не дожидаясь никакой амнистии и не становясь ни на какой путь исправления, получают шанс на возвращение к привычной жизни.

Все мы устроены таким образом, что просто слухи о скорой амнистии порождают в нас надежду и веру. Даже те, кто заслужил оправдание, а не снисхождение, надеются и верят в похожее на чудо государственное намерение. Тысячи матерей и отцов, жен и мужей, сестер и братьев, дочерей и сыновей верят, что это чудо придет и в их дом. Они верят и задаются конкретными вопросами.

А попадет ли под амнистию бизнесмен Александр Кнырович, который даже внутри отдельной исправительной колонии более эффективен, чем все тюремные администрации Витебской области? Выйдет ли на свободу признанный политзаключенным Михаил Жемчужный, который на фоне сообщений о грядущей амнистии прямиком из ШИЗО был направлен на три месяца в ПКТ? Сколько еще времени в заключении проведут осужденные антифашисты, среди которых Илья Воловик с болезнями почек и сердца? До каких пор будет париться на нарах краевед Алесь Юркойть? Вернется ли вскоре домой Борис Медник, чья деятельность временами была не менее полезна для страны, чем функционирование всех отделений «Белгосстраха» вместе взятых?

Как долго еще будет находиться в колонии усиленного режима практикующий хирург Андрей Савченко, без которого, как выяснилось, некоторые операции проводить в стране некому? Сколько еще суток отсидит сопредседатель БХД Павел Северинец во время разработки и подготовки закона «Об амнистии»? А не решат ли седовласые дяди сразу после амнистии наказать главреда Tut.by Марину Золотову не просто штрафом, а реальным сроком? Сколечко взрослых мучений еще вытерпят девочки, которым не исполнилось и 20-ти, а они уже получили по 5-8 лет за два косяка марихуаны в несмышленых руках?

В нашем государстве принято оперировать сухими цифрами и грубой статистикой, а не человеческими судьбами и работой над ошибками. Поэтому любой министр, чиновник и госслужащий с ходу назовет количество любых процентов, выдаст на-гора умопомрачительные прогнозные показатели и с усердием расскажет о том, что ему приснилось во время большущего разговора, но почти никто из числа великих деятелей никогда и ни за что не отвечает по существу, напрочь позабыв об ответственности, совести и чести.

Зато обычным людям приходится лишь с нетерпением ждать анонсируемой амнистии, которая должна случиться по воле и распоряжению придворных лакеев, возомнивших себя вершителями судеб и посланниками свыше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(35)