Остановить станцию. Лукашенко заочно поспорил с Бабарико и Цепкало по поводу АЭС
Глава государства ответил на упреки «великих банкиров и прочих айтишников», считающих грубой ошибкой строительство первой белорусской атомной электростанции в Островце.
Фото ТАСС
Произошло это 16 июня во время визита Александра Лукашенко в Гродно. В эфире телеканала СТВ показали эмоциональную речь главы государства.
– Наши великие банкиры и прочие айтишники и крупные деятели предлагают эту станцию остановить, 10 миллиардов долларов потребовать у Евросоюза (дураки там в Евросоюзе – прибежали, дали). Потребовать 10 миллиардов, отдать россиянам, а станцию закрыть. Ну, как Игналинская станция, – рассказал о предложении глава Беларуси.
Признав свою ответственность («я был инициатором ее строительства»), Лукашенко перешел к обоснованию своего решения. Он заявил о «высочайших технологиях» и обучении белорусских специалистов, которые могут быть задействованы на строительстве россиянами атомных станций в других странах.
– Может быть, когда-то мы как Южная Корея (ну а чем она от нас отличается?) будем строить свои собственные атомные станции, – отметил Лукашенко.
В показанном по СТВ выступлении главы Беларуси не прозвучало информации об экономической целесообразности строительства БелАЭС, а также перспективах использования излишков электроэнергии.
Таким образом Лукашенко заочно поспорил со своими соперниками по президентским выборам – Валерием Цепкало и Виктором Бабарико.
Высказывание по БелАЭС Цепкало сделал в том же Гродно – во время визита 5 июня. Основатель ПВТ назвал атомную станцию «серьезной проблемой» и предложил свое решение.
Фото Радыё Свабода
— Колоссальной ошибкой было занимать деньги у России на развитие той сферы, где у нас нет ни технологий, ни сырья. Важно было идти по пути повышения эффективности существующих теплоэлектростанций и развивать альтернативную энергетику.
Что сейчас делать с АЭС? Нельзя просто остановить все и сказать России, что мы закрыли проект и деньги не отдадим. Если есть серьезная озабоченность со стороны Литвы и ЕС, то можно сделать так: ребята, дайте нам эти 10 млрд, мы их отдадим России, а АЭС закроем, – предложил Цепкало.
В тот же день, когда Лукашенко в Гродно попытался убедить чиновников в правильности своего решения по строительству АЭС, на Youtube вышло интервью блогера Марата Минского с Виктором Бабарико, в котором также была затронута тема атомной станции.
Фото Игоря Мелешко
– Я считаю, что Беларусь могла бы обойтись без атомной электростанции, – заявил банкир.
Но поскольку «$10 млрд. надо отдавать», Бабарико считает, что необходимо найти решение, которое устроило бы все стороны.
– АЭС в Беларуси – это тема, которая волнует не только белорусов. Сформировав пул волнующихся, можно обсуждать эти вопросы. С моей точки зрения ответ прост. Мы не одни, кто озабочен этой темой, – значит, мы не одни должны ее решать, – отметил Бабарико.
Как и Цепкало, он считает, что решение может быть найдено благодаря участию европейских стран: «Можно прийти и сказать: ну да, так получилось, давайте искать выход. Я готов нести ответственность даже за чужие ошибки. Я по жизни кризисный менеджер».
Банкир заявил, что решение о строительстве БелАЭС принималось на основе ошибочных расчетов, предполагавших высокие темпы роста промышленности. На деле энергопотребление в Беларуси стало падать. На данный момент страна уже сама себя обеспечивает электроэнергией – без задействования АЭС.
Романчук – о троянском коне белорусской модели
Премьер Литвы: Сделаем все, чтобы энергия БелАЭС не попала в страну
Читайте еще
Избранное