Орехъ: «А вокруг молчаливо жили миллионы»

Российский публицист – про век Сахарова.

Фото Юрия Роста, Новая газета

– Мы живем во времени, когда не осталось ни образцов, ни кумиров, – пишет Антон Орехъ на Эхе Москвы. – Когда-то наравне с Сахаровым был еще другой академик — Лихачев. Но его помнят еще меньше. Вот Сахаров и возвышается на пьедестале, потому что на смену никто не пришел, и рядом никто не встал.

Ну, а если коротко, то Сахаров был за свободу. Его история поразительна именно потому, что он прошел нравственную трансформацию буквально от и до, от берега до берега, от полюса до полюса. «Отец водородной бомбы», превратившийся в главного гуманиста. Трижды Герой, превратившийся в Трижды Врага.

По факту Сахаров — главный диссидент в истории Союза. Именно потому, что у него хватило ума, мужества, нравственного начала, чтобы будучи одним из любимых сынов системы, пойти против нее!

Сахаров имел максимальные возможности для профессиональной реализации и научной деятельности, какие только мог иметь в той стране. Имел возможность получить максимальный бытовой комфорт. Мог иметь просто всё, что душа пожелает — и ото всего отказался, выбрав опалу, ссылку, голодовки, издевательства медиков, предательство бывших коллег, а потом и насмешки народных депутатов на демократическом съезде уже в разгар Перестройки. Ни у кого другого не было настолько яркой, непостижимой истории жизни.

И не забывайте о том, что тогдашним диссидентам было в тысячу раз труднее, чем теперешним оппозиционерам. Потому что у них не было никаких каналов связи и информации, кроме самиздата. Потому что их были единицы, а вокруг молчаливо жили миллионы и против Сахарова и таких, как он была огромная система, которая всем казалась вечной!

После смерти Сахарова власти с ним стало проще. Можно было называть в его честь проспекты, произносить церемониальные речи, формально отдавать дань. А на деле загонять страну обратно. Туда, откуда этот странный, насквозь больной, немного несуразный на вид мужчина пытался ее всеми силами вытащить.

Так что сегодня мы можем отметить Век Сахарова, но праздновать нам нечего. И, отмечая юбилей, не забудем отметить и то, что Сахаровский центр был признан иностранным агентом. И большего символизма сейчас нам точно не найти.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(42)