Орешкин: «Россиянам игры Лукашенко обходятся в 2-3 раза дороже содержания Крыма»
Российский политолог — о мигрантском кризисе и роли Путина в нем.
Российский политолог и ученый Дмитрий Орешкин рассказал о разных приоритетах правителей России и Беларуси, которые, тем не менее, не позволяют им отдаляться друг от друга.
— Приоритет Лукашенко — сохранение и укрепление своей личной власти над этой территорией (в Беларуси). Приоритет Путина — не допустить «украинской беды», с точки зрения кремлевских стратегов, и разворота Беларуси в сторону ЕС. Лукашенко — лучшая гарантия от такой беды, потому что его в Европе никто не ждет, — отметил Орешкин в эфире «Дождя». — Поэтому Путин вынужден терпеть Лукашенко и кормить его. По данным МВФ, до 2015 года ежегодный «объем кормления Лукашенко» со стороны России составлял примерно 10 млрд долларов.
После он стал поменьше, но все равно больше 5 млрд долларов. Сюда входят и газовые и нефтяные дотации, и игры с льготами и пограничными пошлинами. Грубо говоря, российскому налогоплательщику игры Александра Григорьевича обходятся в 7- 10 млрд долларов в год, что примерно в два-три раза больше, чем содержание Крыма.
Политолог уверен, что Путин имеет самое непосредственное отношение к мигрантскому кризису на границе Беларуси и ЕС.
— Путин играет в свою игру. Она заключается в том, чтобы создать ситуацию, а потом взять мзду за то, чтобы эту ситуацию разрулили. Так действовали люди в малиновых пиджаках в 90-е.
Так, на границе с ЕС создается ситуация с беженцами, которых на самом деле, согласно Женевским соглашениям, нельзя считать беженцами, потому что их жизни на родине ничто не угрожает. Они уезжали через легальные аэропорты с легальными документами. Никакого голода они не испытывали, потому что купили себе путевки в Беларусь за 2-3 тысячи долларов каждый. То есть, это не совсем нищие люди. И называть их беженцами — значит, не понимать смысл международного гуманитарного права.
Сейчас Путин участвует не в разруливании, а в эскалации ситуации. На границе гуманитарный кризис, о людях нужно беспокоиться. Что делает Путин? Он дает понять, что этот мигрантский кризис того и гляди перерастет в военный, он посылает туда ядерные бомбардировщики. Они же не везут гуманитарную помощь. Он выбрасывает там десантников. Они не с коробками питания или спальными мешкам летят. Они создают военное напряжение.
Логика такая — создаем ситуацию, чтобы на Западе испугались, чтобы западная либеральная общественность надавила на своих руководителей и те согласились, или чтобы Лукашенко пробил эту дыру в ЕС и по ней полноводной рекой потекло все большее количество людей, которые бы увидели, что так все получается. А если хотите решить проблему, тогда — уступайте, — объясняет логику российских властей Орешкин.
При этом переговоры Меркель с Лукашенко он сравнил с переговорами премьер-министра Россиии Виктора Черномырдина с Басаевым.
— Когда тот захватил больницу в Буденовске. Такие переговоры надо проводить с террористами, которые взяли в заложники людей. У Лукашенко несколько тысяч людей в заложниках на границе. Меркель как нормальный вменяемый политик жертвует своим престижем и говорит с Лукашенко, не называя его президентом и не обещая его так назвать. Возможно, они обсуждают вопрос эвакуации тех же самых женщин и детей. Как минимим, они обсуждают вопрос о том, чтобы допустить туда гуманитарные грузы с водой, медикамиентами и т.д. Потому что до этого момента гуманный Александр Лукашенко не допускал туда гуманитарную помощь. Правда, через неделю после того, как они там мерзли, дал распоряжении помочь беременным женщинам.
Но он не может этот кризис убрать, он может только наступать. Соотвественно, мужиков будут и дальше гнать на штурм этой линии. И курды, которые перешли границу в Литву, это подтверждают, они рассказывают — нас сюда привезли белорусские военные и сказали «Назад вам хода нет», — отметил политолог.
Читайте еще
Избранное