Очередная «Белка», или Как в Беларуси спутники строили
Глава Национальной академии наук Владимир Гусаков пообещал, что через два-три года появится новый белорусский спутник. «Салiдарнасць» выясняла, нужен ли он Беларуси?
Вопросы создания нового белорусского космического аппарата руководство НАН обсуждает с делегацией Федерального космического агентства России, которая находится 23 июня в Минске с однодневным визитом, сообщает БелаПАН.
По словам Гусакова, «через два-три года ресурс старого спутника заканчивается» и Беларусь должна думать о новом космическом аппарате — «более совершенном, инновационном, технологичном, эффективном в эксплуатации с более мощным разрешением».
Предполагается, что новый спутник, который пока еще не имеет названия, получит усовершенствованную оптическую систему с разрешительной способностью менее метра. Это позволит делать «более четкие снимки», сказал Гусаков. Оборудование и материалы для спутника будут создаваться в Беларуси и России.
Как заявил глава академии наук, информация, которую будут получать при помощи спутника, будет полезна МЧС, Минприроды, Минсельхозпроду, Минлесхозу и другим ведомствам. Кроме того, снимки планируется не только распространять среди пользователей внутри страны, но и продавать зарубежным пользователям.
Леонид Заико: «Строительство спутника — это ностальгическая экономика. Видимо, президент в детстве мечтал стать космонавтом»
Руководитель аналитического центра «Стратегия», экономист Леонид Заико считает космические технологии дорогим удовольствием для нашей страны.
— Сфер, куда можно направить средства, достаточно. Спутники и все, что относится к космической отрасли, — это просто престижно, как, например, иметь олимпийские медали. Целесообразнее участвовать в международных программах, чем самим строить спутник. Едва ли в таком небольшом составе наши ученые будут продвигаться быстро и хорошо: проще их отправить в Самару.
Создание космического аппарата экономист сравнивает с синдромом «отпиленной ноги».
— Как говорят, у тех, кому отрезали ногу, через пару дней начинают чесаться пальцы. После распада Советского Союза мы остались без ног. Строительство спутника — это ностальгическая экономика, — объясняет собеседник «Салідарнасці». — Президент у нас тоже романтик. Видимо, он мечтал в детстве стать космонавтом. Еще одна версия: один из специалистов мне сказал, что Александр Григорьевич боится, что его подслушивают, поэтому ему нужен свой спутник.
Академик Войтович: авиация дешевле, чем спутник
Экс-президент Национальной академии наук Александр Войтович почти десять лет назад доказал, что космический проект экономически нецелесообразен для нашей страны.
Несколько лет назад в интервью «Салідарнасці» он ссылался на исследование российских ученых по проблемам космоса.
— Есть множество проектов в других сферах, которые более выгодны для Беларуси. Государственные деньги можно с успехом вкладывать в связь, в электронику, но не в дорогостоящий и, к тому же, бесполезный спутник. Космический спутник просматривает территорию Беларуси раз в 180 дней? Как можно с такими сроками наблюдать, например, за созреванием ржи или чрезвычайными ситуациями? Это неоперативно и накладно.
По мнению академика, в условиях Беларуси гораздо дешевле использовать для этих целей авиацию.
Войтович обратил внимание на то, что космический спутник выгодно использовать для наблюдения за передвижением объектов военной техники.
— Если бы он вышел на орбиту, то, скорее всего, очень пригодился бы российской военной системе, к которой хотелось бы иметь некоторое отношение и руководству нашей страны, — отмечал Войтович.
Как «уникальный космический аппарат» рухнул в степи Казахстана
Белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли был запущен и выведен на рабочую орбиту 22 июля 2012 года. На высоте около 510 км БКА образовал малую спутниковую группировку вместе с аналогичным по типу аппаратом «Канопус-В» (Россия).
Его появлению на свет предшествовала космическая одиссея с запуском белорусского спутника «БелКА», «аналогов которому в мире нет», как писало агентство БЕЛТА в 2006 году.
Однако «уникальный космический аппарат» рухнул в степи Казахстана уже на 74-й секунде полета ракеты.
Вскоре Михаил Мясникович, в те времена возглавлявший Академию наук, сообщил, что новый белорусский спутник полетит в космос в конце 2008-начале 2009 годов. Тогда Александр Лукашенко поставил задачу: наша страна должна стать космической державой и обладательницей нескольких космических спутников.
В итоге «БелКА-2» не полетела ни в 2009, ни в 2010, ни даже в 2011-м году.
Зато официальный лидер, выступая на всебелорусском народном собрании, порадовал известием, что в Беларуси уже существует завод, способный производить самые современные космические аппараты, востребованные во всем мире!
В октябре 2011-го выяснилось, что программное обеспечение для белорусского спутника создают англичане, на которых и попыталось свалить ответственность за задержки руководство «Роскосмоса».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное