Политика
Сергей Балай

«Общество, наконец, осознало, за что Лукашенко купил новый срок»

После установления единого курса валют многие эксперты прогнозируют резкое падение уровня жизни. Как отреагируют белорусы на рост цен, новые цифры в жировках и снижение реальной зарплаты, «Салідарнасць» поинтересовалась у политологов.

Александр Класковский: «Ситуация, когда все предохранительные клапаны общества наглухо закупорены, чревата взрывом»

– Экономически активная часть общества вовсю требует от правительства внятности: какой-нибудь, но единый курс, признаки стабильности, – комментирует ситуацию политолог Александр Класковский. – Это безумие, отсутствие правил игры в экономике выбивает из колеи в первую очередь бизнес. Во-вторых, похоже, даже до пенсионеров дошло, что халява кончилась.

Эксперт считает, что дальше будет «проседание» уровня жизни.

– Запустился адаптационный механизм на уровне генной памяти под лозунгом – «как бы пережить лихолетье». Для старшего поколения – это своеобразное возвращение в лихие девяностые. Многие еще помнят, как выживать на 30 долларов, – отмечает собеседник «Салідарнасці». – Для многих это не предел: жили и хуже.

Александр Класковский считает, что в стране идет процесс затягивания поясов, запугивание общества силовиками и маргинализация и рассеивание оппозиции.

– Механизм страха запущен. Это репрессии после Площади 19 декабря, это разгоны «революции аплодисментов» летом, это новые драконовские законы, – отмечает политолог. – Рабочий потенциал оппозиции крайне низок. Сейчас для всех несогласных самое выигрышное время: поводов для критики масса, однако никого не слышно. Можно сколько угодно «бросать камни» в Виктора Ивашкевича и «Народный сход», но он хоть что-то делает. Оппозицию маргинализировали, отсекли от народа и запугали. Никому не хочется в тюрьму на два года за распространение листовок.

По мнению эксперта, давление в социальном котле, будет нарастать и далее.

– Те «ястребы» в правительстве, которые продавили драконовские законы, потирают руки – теперь есть возможность для любой «зачистки», подавление любого инакомыслия и либерализма. Но это иллюзия. Когда давление начинает переходить в критическую фазу, как это было в Северной Африке, где не было никакой оппозиции, происходит взрыв, – считает Александр Класковский. – Закручивание гаек, зачистки и нагнетание атмосферы страха могут привести к румынскому варианту развития событий. Это может быть неконтролируемый взрыв или номенклатурный переворот. Те, кто держат нос по ветру, поймут, что поменять систему с верхушкой проще, чем расхлебывать последствия ситуации, когда страна пойдет вразнос. Могут включиться и внешние игроки. В первую очередь Россия.

Политолог считает, что отсутствие политической жизни в стране не дает обществу выпустить пар.

– Это чревато взрывом в первую очередь. Пример – Западная Европа. Там не бывает революций, потому что когда народ что-то не устраивает, он выбирает новое правительство. Ситуация, когда все предохранительные клапаны общества наглухо закупорены, чревата взрывом, – резюмировал эксперт.

Юрий Чаусов: «Единый курс – признание того, что власть не способна выполнить свою часть социального контракта в обмен на свободу»

– Не уверен, что именно единый курс станет тем обстоятельством, которое отразится на политической ориентации общества. Белорусы выбрали стратегию адаптации к существующим трудностям. Единый курс, это всего лишь признание и исправление допущенных правительством ошибок. Для большинства жителей страны – это что-то далекое, не связанное с реальной жизнью. Потому что в голове у людей курс давно единый и рыночный, а все воздушные замки, которые рисует правительство, уже не работают, – считает политолог Юрий Чаусов. – Не работает и принцип – «найти виноватых и ткнуть пальцем».

По мнению собеседника, в сложившейся ситуации виноват тот, кто взял ответственность за тотальный контроль над обществом.

– С одной стороны, ты можешь тешиться возможностями легитимного контроля и беспредела, но в конечном случае придется отвечать за все: за курс доллара, за неурожай, за проблемы в образовании. Это особенность авторитарного правления, – отмечает эксперт. – Плоды этого правления – катастрофическое падение рейтинга. Попытки экономически решить эту проблему оказались неудачными. Власть любить больше не станут, потому что все, наконец, осознали: Лукашенко купил новый срок за те средства, которые изъяты у населения путем инфляции.

По мнению политолога, кризис нагляден тем, насколько снизилась доступность предметов первой необходимости. В первую очередь – продуктов питания.

– Люди вынуждены делать выбор между свободой и хлебом насущным. Подорвана вера в способность власти обеспечивать основополагающие социальные и экономические потребности общества, – считает Чаусов. – Александр Лукашенко мог бы снова включить свою знаменитую харизму и на персональном уровне вновь предстать защитником обездоленных. Но сейчас это сложно сделать с ремнем «Hermes» и айпэдом в руках у своего сына. Люди это видят и подмечают.

Эксперт считает, что грядет привыкание к жизни в эпоху поздней диктатуры, последствиями которой станут иммиграция и превращение страны в отстойник социальных технологий.

– Единый курс – признание того, что власть не способна выполнить свою часть социального контракта в обмен на свободу. Оказалось, нет ни свободы, ни обещанного за нее хлеба, – подытожил собеседник.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)