Общество
Татьяна Гусева

«Нячэсных» писателей в год книги ждет оттепель?

В объявленный Лукашенко год книги библиотеки обещают распахнуть двери для запрещенных писателей. Литераторы этим обещаниям особо не верят.

В последнем «черном списке» деятелей культуры и искусства, обнародованном в марте прошлого года, упоминались имена Геннадия Буравкина, Сергея Законникова, Ольги Ипатовой и Анатолия Вертинского. Были в пресловутом списке и российские авторы. В их число попал даже «папа» Чебурашки – Эдуард Успенский.

И хотя министр информации Пролесковский назвал тогда «черный список» гнусной фальшивкой, попробуйте найти хоть один материал за год в госизданиях с упомянутыми писателями. В библиотеках они тоже редкие гости.

Впрочем, к отменам встреч с читателями им не привыкать. Причины иногда были настолько надуманные, как и в случаях с отменами концертов музыкантов, что их можно считать предлогами: «потекла крыша», «встреча не вписывается в годовой план работы библиотеки», «на этот день запланировано официальное мероприятие». Обычная практика районной «вертикали»: разрешить выступление, а в последний момент передумать.

Теперь же, после объявления Лукашенко года книги, библиотекари заявляют, что готовы организовать встречи читателей с писателями из «черного списка». Оказалось, даже экс-кандидат в президенты Владимир Некляев не является персоной нон-грата в стенах библиотек. Разумеется, в качестве поэта, а не политика.

В культурной столице Беларуси Несвиже, по словам директора центральной районной библиотеки Людмилы Витко, на этот год запланированы встречи с Генрихом Далидовичем, Анатолием Вертинским и Алесем Камоцким.

Всех приглашенных персон библиотека согласовывает с отделом культуры райисполкома. А разве может быть иначе в столице культуры?

— Пока у нас таких случаев не было, чтобы чья-то кандидатура не прошла, — уверяет сотрудница библиотеки. — А вы бы нам кого посоветовали пригласить?

— Скажите, а кандидатура Некляева прошла бы?

— Мы успели уже с ним встретиться, — поясняет библиотекарь после паузы. — Своевременно. А теперь, конечно, мы должны будем спросить.

В Брестской областной библиотеке имени Горького год книги стартовал с выставки с громким названием «100 запрещённых книг мира». «Экспозиция познакомит с историей мировой цензуры, поможет изучению закрытых страниц всемирной литературы, — заявлено в анонсе. — В отдельном разделе собраны книги Тишки Гартного, Михася Зарецкого, Владимира Жилки, Сергея Граховского, Владимира Дубовки, Максима Лужанина».

— В числе запрещенных книг на выставке представлены произведения белорусских писателей, репрессированных в СССР, — рассказала «Салідарнасці» главный библиотекарь отдела абонемента библиотеки Людмила Сахаревич.

Книг современников на выставке вы не найдете.

— Из белорусских современных писателей у нас нет запрещенных, — считает собеседница. — Если писатель не издается в госиздательстве, он может это делать в частном. Единственное, что есть, наверное, какие-то политические списки, которые не рекомендуют издавать авторов в госиздательствах, но это не подтверждено фактами, и об этом не стоит говорить.

Заместитель директора Брестской областной библиотеки Алла Мяснянкина утверждает, что здесь без проблем примут писателей из обоих творческих союзов.

— Для нас он, прежде всего, писатель. Наша библиотека носит имя Горького. Понимаете, в чем дело? Горького никто из писателей не исключал. Можно по-разному относиться к его жизни и политическим взглядам, но он же писатель мирового масштаба!

— Правда ли, что после выборов Некляев — персона нон-грата в библиотеке?

— Вы знаете, мы официально никаких распоряжений не получали ни от кого. И даже пар лет назад я долго вела с Владимиром Прокоповичем разговоры, чтобы он приехал, но ему не позволило здоровье. Никаких запретов нам ниоткуда ни поступало. Ни бумаги, ни звонков, если вы это имеете в виду. И Нина Матяш у нас выступала. Она ведь была членом того союза писателей. Надеемся, что осенью в Белозерске состоится международный фестиваль поэзии ее памяти. Мы непременно примем в нем участие.

Немного позже замдиректора добавляет, что все мероприятия на этот год уже спланированы.

— А если поступят предложения от читателей?

— Будем обсуждать.

В Гродненской областной научной библитеки имени Карского очень удивились, когда мы спросили, возможны ли встречи с членами Союза белорусских писателей под руководством Бориса Петровича.

— Что за странный вопрос? Кого любят читатели – тех и готовы пригласить. Анатоля Бутевича ждем в гости. Я сама с удовольствием читаю его исторический роман «Каралева не здраджвала каралю…», — призналась заместитель директора библиотеки Марина Игнатович.

С ее слов, вполне реально организовать встречу и с Владимиром Арловым, и с Андреем Хадановичем.

— От вас впервые слышу про запреты, — говорит она.

Сами писатели сомневаются в том, что год книги волшебным образом отменятся запреты на их встречи с читателями в библиотеках.

Владимир Арлов говорит, что встреч с читателями в библиотеках Минска у него не было уже очень давно. В регионах исключением является родной город писателя Полоцк, где в последний раз он встречался с читателями год назад.

Редко встречается с читателями в библиотеках и поэт Геннадий Буравкин.

— А некалі мяне часта запрашалі, — вспоминает собеседник. — Можа, як пісаў Яўтушэнка: «Пришли другие времена. Взошли другие имена». Можа, я не цікавы... Хоць я не сумняваюся, што галосныя і негалосныя забароны існуюць. Былі ў мяне такія гісторыі, калі дамаўляліся праводзіць сустрэчу ў бібліятэцы, а там раптоўна пачынаў дах цячы ці электрычнасць псавалася. А потым пасля «рамонту» ніхто і не званіў. …Справа справядлівая заўседы робіцца ў адкрытую, а подлая — яна хаваецца, прыкрываецца.

По мнению Буравкина, в год книги лучшим подарком читателю может стать знакомство с хорошей литературой и авторами интересных книг.

— У беларускай літаратуры дастаткова цікавых кніг. І на наша шчасце, жывуць вельмі цікавыя аўтары. Напрыклад, народныя паэты Ніл Гілевіч і Рыгор Барадулін.

Однако он не сомневается, что в объявленый Лукашенко год книги власти продолжат делать вид, что нет писателей, кроме тех, что состоят в союзе Чергинца, и нет книг, за исключением издаваемых госиздательствами.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)