Общество

Дмитрий Косач

Нервозность Лукашенко и удовлетворенность Путина. 10 грустных и веселых моментов, которыми запомнится референдум

«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Референдум» подводит итоги четвертого всенародного голосования в истории независимой Беларуси, которое «переплюнуло» все остальные.

Лукашенко так и не смог внятно объяснить, для чего нужна конституционная реформа

Об очередном изменении Конституции правитель Беларуси начал говорить еще до президентских выборов 2020 года – без обозначения конкретных сроков политической реформы и ее содержания.

После массовых протестов и отказа ряда стран признавать Лукашенко легитимным президентом конституционная реформа стала позиционироваться как путь разрешения политического кризиса в стране. И что любопытно, прежде всего, руководством России.

Лукашенко не раз говорил, что изменения в основной закон на самом деле «ему абсолютно не нужны», но при этом взял курс на проведение референдума. Для чего – правитель так и не смог внятно объяснить. Чаще всего он говорил, что «мы обещали» политическую реформу, не уточняя кому.

Конституция с пробелами

Накануне проведения референдума стала очевидна удивительная картина: такая конституционная реформа не была нужна ни власти, ни обществу. Из подготовленного режимом проекта основного закона страны следовало, что Лукашенко в любом случае намерен остаться у власти после 2025 года – или на посту президента, или в качестве председателя Всебелорусского народного собрания (нового органа власти), или на обеих должностях одновременно.

Удивительным было и другое: в новой Конституции не прописывался порядок формирования и работы ВНС – это предполагается сделать отдельным законом. Другими словами, людям предлагали проголосовать за «кота в мешке» – новую, еще не до конца определенную систему власти.

«Профилактические» обыски у наблюдателей

В декабре 2021 года по Беларуси прокатилась странная волна обысков: силовики как будто ничего и не искали, оставляя людей на свободе. Правозащитники пришли к выводу, что со стороны власти это была «профилактическая мера» – под прицелом оказались люди, работавшие наблюдателями на президентских выборах-2020.

После такого запугивания на фоне политических репрессий демократические партии отказались выдвигать наблюдателей на референдум.

Имитация «всенародного обсуждения»

Проект новой Конституции власти обещали опубликовать в первой половине осени 2021 года. Но в результате сделали это только накануне Нового года. По мнению экспертов, причина заключалась в том, что Лукашенко до последнего сомневался и не знал, какое содержание хочет увидеть в новом основном законе.

В атмосфере страха, вызванной массовыми политическими репрессиями, и при кратчайших сроках до проведения референдума власти бросились имитировать «всенародное обсуждение».

За основу был взят следующий шаблон: в исполкомах, на государственных предприятиях и организациях, в провластных структурах руководство созывало собрание, на котором депутаты, чиновники и само начальство рассказывали об изменениях в Конституцию – с использованием практически одинаковых обтекаемых формулировок.

В госСМИ слово давали функционерам, мнения рядовых работников практически не приводились.

Правозащитники зафиксировали случаи репрессий в отношении граждан, желавших поучаствовать в обсуждении нового проекта Конституции. В Гомельском районе против пенсионера, который написал письмо в районную газету «Маяк», возбудили уголовное дело по статье о разжигании ненависти и вражды. Его поместили в изолятор.

Кампания «Мы не боимся» и засекречивание фамилий членов избиркомов

Накануне референдума членам избирательных комиссий стали поступать письма с призывами соблюдать закон и не фальсифицировать результаты голосования. Власти расценили эти сообщения как «угрозы» и подключили силовиков.

Так, 20 февраля КГБ заявил о задержании группы людей, которая отправляла членам избиркомов письма от имени милиционеров и судей, в которых содержались прямые угрозы.

Параллельно власти развернули кампанию с участниками избирательных комиссий, которые на видео выступали с речами, заявляя, что они не боятся работать на референдуме. 

Несмотря на кампанию «Мы не боимся», власти накануне референдума решились на беспрецедентный шаг. Центризбирком во главе с новым председателем Игорем Карпенко, который сменил Лидию Ермошину, засекретил списки членов избирательных комиссий.

Хотя согласно Избирательному кодексу, в решении об образовании комиссий должны указываться фамилия, имя, отчество каждого члена комиссии, способ выдвижения в состав комиссии, место нахождения и номера телефонов комиссии.

Карпенко заявил, что решение было принято в целях безопасности членов избиркомов, и сослался на закон о персональных данных.

Наблюдатели с юмором прокомментировали беспрецедентный шаг белорусских властей.

Па такой логіцы дзіўна, што і персанальныя дадзеныя самога Карпенкі ды іншых членаў ЦВК не засакрэчаныя. Хіба закон для ўсіх не адзін? Ды і склад урада варта было б не свяціць – ці ж там не жывыя людзі сядзяць з персанальнымі дадзенымі?

Аляксандр Пашкевіч, гісторык

Розыгрыши учителей

Еще одной особенностью референдума-2022 стали розыгрыши сотрудников учебных заведений, где формируются участковые избирательные комиссии. Пранкеры разослали по средним школам письма от имени «Белой Руси» с настоятельной просьбой поучаствовать во флешмобе «Защитим референдум». Для этого нужно было сфотографироваться с перечеркнутыми плакатами и надписью «Нет и нет незаконным призывам».

В некоторых школах на предложение откликнулись и фактически прорекламировали план оппозиции: поставить крестики напротив всех вариантов ответа и сделать таким образом бюллетень недействительным.

Был и другой вид розыгрыша: в школы присылали электронные письма с требованием организовать «диалоговую площадку» по обсуждению новой Конституции.

Запугивание избирателей

Достигалось это не только продолжавшимися политическими репрессиями в виде задержаний и уголовных дел, заявлениями силовиков и чиновников, но и решениями Центризбиркома. Он постановил формировать отряды волонтеров для охраны избирательных участков на референдуме и снять шторки с кабинок для голосования.

Игорь Карпенко заявил, что это сделали, чтобы в условиях продолжающейся пандемии «проветривание лучше было».

А МИД Беларуси решил не открывать избирательные участки за границей – «по причине незначительного количества граждан, находящихся на консульском учете» и для того, чтобы «не подвергать риску здоровье сотрудников и голосующих».

Девальвация внимания к референдуму и антивоенные протесты в основной день голосования

Во время досрочного голосования Россия напала на Украину, и внимание к референдуму существенно упало – как в белорусском обществе, так и у внешних наблюдателей.

Основной день голосования 27 февраля отметился антивоенными выступлениями граждан на избирательных участках и на улицах. Белорусские граждане скандировали «Нет войне!», «Слава Украине!», держали украинские флаги или были одеты в вещи цветов флага Украины, подавали сигналы в автомобилях.

По призыву Светланы Тихановской протестующие собрались у Генштаба в Минске.

По данным правозащитников, 27 февраля по всей Беларуси было задержано более 900 человек – за антивоенные выступления и протесты против нелегитимного референдума (многих хватали просто за фотографирование бюллетеня).

Протесты 27 февраля стали самыми массовыми в Беларуси с окончания выступлений против фальсификации результатов выборов-2020 года и насилия.

Удовлетворенность Путина проведением референдума

Как и ожидалось, официальные результаты голосования не несли никаких «сенсаций»: якобы 82,86% от принявших участие в голосовании поддержали предложенный властями проект Конституции.

Реакция в мире также оказалась предсказуемой. В заявлении верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля было отмечено: конституционный референдум в Беларуси прошел в условиях повсеместных нарушений прав человека и жестоких репрессий против всех слоев белорусского общества.

А вот правитель России Владимир Путин результатами референдума в Беларуси оказался удовлетворен.

– Хотел бы вас поздравить с успешным проведением референдума, результатом которого является внесение поправок в конституцию. Я знаю, что явка очень большая, и поддержка граждан Беларуси тоже очень солидная, – сказал Путин на встрече с Лукашенко 11 марта.

Новая Конституция оказалась нарушена уже при вступлении в силу

Обновленный Основной закон Беларуси вступил в силу 15 марта — в День Конституции. И, по мнению наблюдателей, сразу же оказался нарушен. Дело в том, что в статье 18 говорится: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».

Как известно, российские войска открыто используют территорию Беларуси для военной агрессии против Украины.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(41)