Общество

Гарри Адамчук

Не только бизнес. «Когда мы переехали из Минска в Киев, удивило то, что можно просыпаться без чувства тревоги»

Егор Переход – известная личность в минской индустрии гостеприимства, бармен, бар-менеджер, а теперь и бизнесмен. Им с женой и бизнес-партнером Аней Буглаковой, соосновательницей стартапа Vochi, за последние три года пришлось не только дважды сменить страну проживания, но и начать свой бизнес в каждой из них.

Егор Переход. Фото предоставлено собеседником

Егор рассказал «Салiдарнасцi» и By_Mapka уникальную историю открытия баров в Киеве и Варшаве, а также сравнил ведение бизнеса в этих городах с тем, как это происходило в Минске до 2020-го.

«Мне нравилось работать в Минске, но последней каплей стала посадка самолета Ryanair»

В 25 лет Егор пошел на курсы барменов в школу «Splash & Dash», где преподавали одни из лучших бартендеров Беларуси. До этого он работал в IT или в смежных сферах.

– Уйдя с одной работы, которая мне не очень нравилась, я довольно трепетно выбирал себе новое место и долго не мог найти то, чего бы мне хотелось, – рассказывает собеседник. – После полугода поиска себя решил-таки попробовать пойти на курсы барменов. А уже после курсов попал в команду мечты минского бара El Pushka, где проработал чуть более трех лет.

Команда El Pushka, Егор Переход – четвертый справа. Фото: 34mag.net

Егор вспоминает, как постоянные гости «Пушки», с которыми бартендер очень сдружился, предложили ему присоединиться к ним и открыть новое заведение. Так было создано место, которое, по словам собеседника, «гремело в Минске до самого своего закрытия». Оно называлось Alcoholy.

После выборов 2020-го этот бар, как и многие минские заведения, закрылся по «околополитическим причинам»: «Затем Юля Полонецкая пригласила меня заняться открытием Vershy на улице Октябрьской, куда я сначала пришел как бар-менеджер, но позже взял на себя обязанности директора».

Егор, говоря о переезде в Киев, отмечает: несмотря на то, что ему нравилась его работа в Минске, им с супругой надоело перманентное состояние стресса после августа 2020-го.

– Пожалуй, последней каплей стала посадка самолета Ryanair с Протасевичем. Это был для нас с Аней определенный рубеж, после которого мы нашли инвестора, тот предложил открыть бар в Киеве, и так мы решились на свою первую релокацию.

Киевское заведение назвали Berlin’89, а создавал его Егор со своим старым коллегой по El Pushka Васей Сапунковым. В итоге 1 декабря 2021-го белорусы открыли в Киеве винный бар на Подоле.

Вася Сапунков. Фото: 34mag.net

«И в Киеве, и потом в Варшаве самой большой сложностью было найти людей, с которыми ты будешь сотрудничать на постоянной основе»

По словам бизнесмена, после переезда в Киев ему сразу бросилась в глаза более расслабленная атмосфера города и такие же отношения между людьми:

– Не могу сказать, что это плохо влияет на работу или на выполнение обязательств. Просто есть некое чувство легкости.

Berlin’89. Фото: 34mag.net

– К тому же коммерческая жилка в украинцах развита немного больше, чем в белорусах или поляках, а это значит, что в Украине было довольно легко найти подрядчика на любую работу, но, как и везде, были свои трудности, – отмечает собеседник «Салiдарнасцi». – И в Киеве, и потом в Варшаве самой большой сложностью было найти людей, с которыми ты будешь сотрудничать на постоянной основе. Потому что тебе нужны и строители, и юридические консультанты, и тот, кто в случае чего, сможет починить холодильник или подключить посудомойку.

Berlin’89. Фото: 34mag.net

– Когда мы открывали Berlin’89 и уже переехали из Минска в Киев, первые дни меня удивляло то, что можно просыпаться без чувства тревоги. Жизнь становится гораздо приятнее, когда ты не волнуешься из-за того, из-за чего, по сути, волноваться не стоит.

Затем началась война, и уже 24-го февраля Егор с Аней и киевскими друзьями-белорусами были вынуждены уехать в Варшаву.

Berlin’89, 24-го февраля 2022-го, перед отъездом команда заклеила в баре окна. Фото из архива собеседника

«В Киеве к нам вообще не приехала санстанция на проверку. Мы просто открылись и стали работать»

Сравнивая ведение бизнеса в Беларуси, Польше и Украине, Егор отмечает много похожих и непохожих моментов одновременно. Первый этап для открытия любого заведения – это поиск подходящего помещения под выбранную концепцию. В Минске и Варшаве, по словам бизнесмена, с такого рода недвижимостью есть проблемы.

– А в Киеве помещений очень много, потому что там в целом много заведений, которые периодически закрываются и открываются. В Украине ты можешь найти место даже без риелтора. Просто гуляя по городу, находишь что-то пустующее, звонишь по телефону и сразу договариваешься с собственником. Такое в Минске или Варшаве представить невозможно.

Егор рассказывает, что варшавские риелторы работают довольно медленно и безответственно. Несмотря на высокие комиссии, которые они получают в случае совершения сделки, тебе просто не перезванивают или могут пообещать показать интересующее место, но в последний момент все отменяют. Такой польский уклад напоминает жизнь в Италии или Испании, где никто никуда не торопится.

– Это история в стиле «вот вам мои деньги, давайте что-нибудь найдем, а вы заработаете свои немаленькие комиссионные». Но нет, в итоге это все превращается в какую-то чехарду. То есть, с поиском помещения все гораздо проще в Киеве, – резюмирует Егор.

Егор Переход в Berlin’89. Фото: the-village.com.ua

Второй этап – это регистрация юрлица. Данный процесс, как говорит собеседник, проходит гладко во всех трех странах.

Третий этап – стройка – зависит от адекватного подрядчика. А если такого удается найти, то ты уже только с ним и работаешь. В этом плане Егор также отмечает схожесть ситуации во всех трех странах.

– Дальше – это получение документов от санстанции и лицензия на алкоголь, – продолжает он. – В Беларуси санстанция – это не про коррупцию, а про советское виляние хвостом перед чиновником, который не имеет большого веса. Это неприятная процедура, которая сильно бьет по самолюбию многих, но от которой никуда не деться.

В Польше Егор и Аня во время получения лицензии решили нанять специализированного консультанта. В итоге все прошло довольно гладко – в бар приехали проверяющие, прошлись по списку всех норм, «без единого намека на то, что они могут применить свою власть, просто потому, что она у них есть».

– А в Киеве к нам вообще не приехала санстанция на проверку. Мы просто открылись и начали работать, – смеется Егор.

Он также вспоминает, что одной из трудностей при открытии заведения в Варшаве стало то, что к тебе не будет приезжать комиссия из санитарной службы без готового ремонта, а без разрешения от данной службы ты не получишь лицензию на продажу алкоголя. Все должно быть именно в такой последовательности.

– Когда мы делали эту лицензию в Варшаве, нам не хватало одной бумаги. И женщина, принимавшая документы, сама от руки написала заявление, которое потом мне нужно было переписать и принести ей. Очень спокойно, люди улыбаются, делают свою работу, нет никакого давления. Все понимают, что бюрократии без ошибок не существует.

«Поляки говорили, что такого сервиса они нигде не видели, а моему коллеге было достаточно помочь им снять верхнюю одежду»

Новый варшавский бар Егора и Ани, открывшийся 3 марта 2022-го, называется GiGi.

Егор Переход и Аня Буглакова во время открытия GiGi. Фото: Johnny Cosmic

Говорят, что во время открытия очередь из желающих в него была такой большой, что соседям дважды приходилось вызывать полицию.

– Когда мы открылись в Варшаве, первый день у нас были только украинцы и белорусы, – рассказывает Егор. – Во второй день пришла компания поляков, и они были просто в восторге. Говорили, что такого сервиса они нигде не видели, а моему коллеге было достаточно помочь им снять верхнюю одежду и поставить бесплатную воду на столы.

Основатель GiGi признает, что в Польше, конечно, есть места с отличным сервисом, но в Украине и Беларуси их гораздо больше и стандарты выше. Поэтому Егор рассчитывает на сарафанное радио, благодаря которому гостей поляков будет становиться все больше.

Открытие GiGi. Фото: Johnny Cosmic

– Разумеется, мы не открывали бар только для белорусов или украинцев. Мы варшавское место, открытое для всех жителей этого города.

«Про белорусов часто говорят, что это нация, которая растворяется при переезде»

Рассуждая о полезности карты белорусского бизнеса By_Mapka, бизнесмен в первую очередь отмечает ее социальную функцию:

– Такие сервисы важны, потому что, во-первых, куда проще обсудить какие-то вещи на своем языке с тем, кто уже живет в этом городе и занимается бизнесом. А, во-вторых, когда вы находитесь в одной системе ценностей, ты понимаешь, чего можно ожидать от человека, если будешь с ним работать.

Аня и Егор во время открытия GiGi. Фото: Johnny Cosmic

Наш герой вспоминает, как во время строительства варшавского GiGi именно через By_Mapka удалось найти ответственного работника по металлу.

– И это классный подрядчик. Поэтому, если мы и дальше будем что-то открывать или нужны будут похожие услуги, то я в первую очередь обращусь к нему.

Про белорусов часто говорят, что это нация, которая растворяется при переезде в другую страну, – продолжает Егор. – Белорус – это идеальный эмигрант, который приедет, выучит язык и через 10 лет уже никто не узнает, что он когда-то имел синий паспорт.

Но теперь, возможно, что-то сдвинется в другую сторону. То есть для нашей самоидентичности подобные сервисы – это хорошая новость.

BY_MAPKA — это карта белорусского бизнеса за пределами Беларуси. Для всех, кто хочет поддержать бизнес белорусов и получить качественные услуги или товары. Не забывайте заходить!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(22)