Экономика
Ирина Крылович, belrynok.by

«Население привыкает к мысли, что стратегия выживания — это надолго»

Первый зампредправления Нацбанка Беларуси Тарас Надольный, отвечая 13 сентября на вопрос журналистов о поведении вкладчиков после последнего снижения ставки рефинансирования отметил, что граждане ведут себя достаточно спокойно.

По его словам, со стороны граждан есть определенные желания сохранить уровень потребления, поэтому они используют где-то и вклады в валюте. Однако, как отметил Надольный, рублевые вклады растут.

Вкладчики в этом году действуют тактически, исходя из предлагаемых властями обстоятельств, постепенно утрачивая стратегические цели инвестирования

Вышедшие 14 сентября данные денежно-кредитной статистики на 1 сентября вроде бы это подтверждают. Так, объем рублевых срочных депозитов (которые в обзоре Нацбанка учитываются как непереводные или «другие» депозиты) вырос в августе по сравнению с июлем на 65,5 млн. рублей и достиг 2.661,1 млн. деноминированных рублей, что превысило (впервые в этом году) показатель на начало года, который в деноминированных денежных единицах составлял 2.614,5 рублей.

Отметим, что после обвального снижения в первые два месяца – накануне введения налогообложения доходов по вкладам – начиная с марта, объемы рублевых срочных депозитов постоянно росли. Однако превышение по номиналу величины вкладов на начало года еще не говорит о полном восстановлении размера и количества рублевых срочных депозитов. Рост с начала года на 1,7% при сохраняющихся двузначных ставках по депозитам как раз говорит о том, что с учетом капитализированных процентов новые рублевые вклады пока не компенсировали потери от оттока, который отмечался в начале года.

И все же в августе с учетом роста срочных рублевых депозитов на 2,6% по отношению к июлю очевидно зафиксирован приток. При средней ставке по новым депозитам в августе на уровне 16,6% (по «старым» вкладам ставка может быть выше) можно говорить о том, что около половины суммы из 65,5 прироста срочных депозитов – то есть порядка 30 млн. рублей — это новые вклады.

Откуда они взялись? Один из возможных ответов – перевод валютных вкладов в рублевые. Действительно, в августе сохранился ставший устойчивым в этом году тренд на отток валютных вкладов – они методично сокращаются на протяжении восьми месяцев текущего года. Сумма сокращения срочных валютных депозитов с начала года приблизилась к полумиллиардной отметке (468,5 млн. долларов), а с учетом переводных депозитов, то есть денег на текущих счетах и карточках, превысила эту отметку и составила 574,8 млн. долларов. С начала года объем валютных депозитов физлиц сократился на 7%.

В августе отток валюты со счетов физлиц составил 14,1 млн. долларов. При этом в пересчете в рублевый эквивалент сумма оттока с депозитных счетов физлиц составила 265,6 млн. рублей. Так что как бы ни хотелось властям усмотреть переток вкладов из валюты в рубли, все же первый зампредправления гораздо ближе к истине – стремясь поддержать свой уровень потребления, вкладчики снимают валюту, чтобы потратить — либо внутри страны, либо за ее пределами. И даже если предположить, что вся сумма, на которую приросли рублевые депозиты (как мы отмечали, порядка 30 млн. рублей) пришла с валютных счетов, то это всего лишь 1/9 часть (тонкий ручеек) от оттока валюты со счетов населения в банках.

Однако есть большие сомнения в том, что сегодня кто-то вообще перекладывает валютный вклад в рублевый. У пополнения срочных депозитов есть еще один возможный источник – это текущие рублевые счета физлиц, то есть переводные депозиты. Вот они как раз снизились по сравнению с июлем, причем в большей степени чем приросли срочные рублевые депозиты. Снижение объема средств на текущих счетах составило 129,4 млн. рублей. В итоге по состоянию на 1 сентября объем переводных депозитов физлиц (1305, млн. рублей) оказался ниже показателя на начало года (1405,1 млн. рублей), хотя в августе его превосходил (1434,5 млн. рублей).

У колебаний данного показателя в текущем году также есть свои объяснения. Так, произошел резкий отток средств с переводных депозитов физлиц в июне с последующим таким же резким ростом в июле, что очевидно объясняется деноминацией. Это подтверждается и данными по объему наличных денег в обращении в эти месяцы – в июне объем наличных достиг своего пика в этом году, а в июле, наоборот, сократился. То есть люди очевидно обналичивали деньги с карточных счетов перед деноминацией, а в первый месяц после — старались использовать карточки и вообще меньше покупать, чтобы не путаться с новыми деньгами.

С учетом прироста в июле средств на текущих счетах физлиц сразу на 295 млн. рублей августовский отток в 130 млн. рублей вроде бы не так уж и велик. Но стоит отметить, что вместе с уменьшением средств на текущих счетах физлиц уменьшилось и количество наличных в обращении ( на 19,5 млн. рублей). То есть деньги населением в основном были потрачены, но какая-то часть из них могла перекочевать на рублевые срочные депозиты.

Дело в том, что продолжается изъятие из оборота так называемых депозитных рублевых карточек, которые в этом году в связи с введением налогообложения превратились в обычные текущие счета с соответствующими низкими ставками.

Однако такие карточки зачастую открывались на срок до трех лет, соответственно с окончанием срока эти счета закрываются и если кто-то не стал переводить с них деньги в начале года, то при окончании срока действия карточки, возможно, переводит их на срочный депозит сейчас. А если вспомнить, что несколько предыдущих лет ставки по депозитам имели тенденцию к резкому росту именно в августе-сентябре, что обеспечивало приток средств на рублевые депозитные карты, то неудивительно, что сейчас это может давать какой-то заметный эффект.

Кроме того, перевод денег с текущих карточных счетов в непереводные депозиты обеспечивают и так называемые он-лайн вклады, которые сегодня стали единственной возможностью для оперативного финансового управления своими текущими доходами для продвинутых граждан.

Таким образом, если посмотреть на объем депозитов физлиц на 1 сентября в совокупности, то окажется, что в сумме средства на текущих счетах и срочных депозитах в рублях снизились в августе по сравнению с июлем на 64,1 млн. рублей и остаются чуть ниже уровня на начало года.

С учетом же снижения объема валютных депозитов можно говорить о том, что денег на счетах физлиц в августе вообще стало меньше. А рост рублевых срочных депозитов в августе – это лишь попытка рационально распорядится тем, что осталось в преддверии очередного снижения ставок.

К тому же в августе (ненадолго) снизились девальвационные ожидания по политическим мотивам – было понятно, что до выборов курс будут удерживать от резких колебаний, даже если российский рубль рухнет. Но ведь и он поддерживался в последнее время политически – выборы в России состоятся 18 сентября.

Так что пока рано делать выводы о росте доверия к рублю или, наоборот, об устойчивой тенденции снижения доверия населения к банкам. Одно ясно: вкладчики в этом году действуют тактически, исходя из предлагаемых властями обстоятельств, постепенно утрачивая стратегические цели инвестирования. Похоже, что население все больше привыкает к мысли о том, что стратегия выживания, то есть "поддержания уровня потребления" – это надолго.