Профсоюзы
Елена Еськова, руководитель правовой службы профсоюза РЭП

«На сегодняшний день трудовое законодательство Беларуси можно расценивать не как прогрессивное, а как регрессивное»

В соответствие со статьей 8 Трудового Кодекса (ТК) РБ, трудовое законодательство действует, если международными договорами и ратифицированными конвенциями МОТ не предусмотрено иное.

Если конвенциями предусмотрено иное, чем в трудовом законодательстве, то конвенции МОТ являются нормами прямого действия. Такая норма у нас есть и в Конституции и в Трудовом Кодексе. Вместе с тем ни наши государственные органы, ни наниматели, ни суды, не применяют конвенции МОТ как норму прямого действия и, как правило, мало знакомы с их содержанием.

Прежде, чем характеризовать наше белорусское законодательство, хочу сказать пару слов, что такое конвенции МОТ. Это так называемый международный трудовой кодекс. Международная организация труда – это специализированное агентство ООН, и одна из форм его деятельности – разработка конвенций и рекомендаций к ним, которые распространяются среди стран-членов для последующей ратификации.

Достаточное количество конвенций МОТ ратифицировано и Беларусью. Однако говорить о том, что наше законодательство в полной мере соответствует им, к сожалению, не приходится. Многие позиции действующего законодательства противоречат конвенциям, принципам международных трудовых норм т даже тем конвенциям, которые наша страна ратифицировала. Можно с уверенностью констатировать, что за последние десять лет по сравнению с трудовым законодательством 1992-го года, когда действовал трудовой кодекс времен Советского Союза, трудовые гарантии значительно снижены в нашей стране. И на сегодняшний день трудовое законодательство Беларуси можно расценивать не как прогрессивное, а как регрессивное. И прежде всего причиной такой оценки можно назвать то, что основной формой трудового договора в нашей стране являются срочные контракты. По официальным данным более четырех миллионов трудоспособных граждан страны работают в условиях срочных трудовых контрактов. Такая форма найма практически перечеркивает все гарантии действующего трудового кодекса. Как известно, контрактная форма найма работников осуществляется в соответствие с 29-ым Декретом президента Беларуси, которым закреплено право нанимателей заключать контракты со всеми категориями работников в стране. И это противоречит 17-ой статье ТК, в которой говорится, что срочные договоры заключаются только в тех случаях, когда невозможно установление трудовых отношений на неопределенный срок.

Стоит подчеркнуть, что профсоюзы во всем мире и международные организации в связи с глобализацией борются с так называемой нестандартной занятостью, которая имеет место в разных странах, в том числе и в России. Имеется в виду, наем на работу через трудовые агентства помимо нанимателя. И, как правило, в таких случаях заключаются краткосрочные контракты, что приводит работников к лишению трудовых гарантий. Что касается нашей страны, то все население Беларуси трудится практически в нестандартной занятости. И МОТ и профсоюзы во многих странах борются со срочными контрактами. Во многих странах они запрещены, или позволено заключать краткосрочные контракты с небольшим процентом работников. В нашей стране декрет президента имеет более высокую силу, чем закон и кодекс. И контрактная система, введенная декретом президента с 1999 года, продолжает действовать. Более того, за эти годы она значительно ужесточилась.

Так, первоначально были предусмотрены компенсации при переводе на контракт, а при расторжении – выплата выходного пособия в размере трехмесячного среднего заработка. Теперь же у нас любой работник с предупреждением за две недели, но без объяснения причин, может потерять работу по истечении срока контракта без всяких выплат и компенсаций. В этой связи Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности совместно с другими организациями пытался провести законодательную инициативу о внесении изменений в Трудовой Кодекс и ратификации конвенции МОТ № 158.

В Беларуси 29-ый декрет президента значительно ухудшает положение наемных работников. Профсоюз РЭП хотел внести в статью 7-ую норму о том, что действующие правовые акты РБ не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим кодексом. А также предлагал ратифицировать Конвенцию МОТ № 158, которая регламентирует расторжение трудовых договоров с работниками по инициативе нанимателей, и которая направлена на защиту от срочных контрактов. Когда эти вопросы обсуждались, те же представители Министерства труда подчеркивали, что увольнение при контрактной системе происходит не по инициативе нанимателя, то есть, человек сам подписал контракт и пошел на эти условия. Но дело в том, что на эти условия людей вынуждают пойти. Перевод на контракты приравнивается к существенным изменениям труда. И если работник не согласится на эти изменения, он может быть уволен согласно пункту 5 статьи 35 с двухнедельным выходным пособием и потеряет работу. Считать, что это волеизъявлением работника, конечно, не приходится.

Более того, мы знаем, что в этом году вступили в силу изменения в Трудовой кодекс. Контрактной системы они не коснулись. Есть только отсылочная норма, что контракты заключаются в соответствие с действующим законодательством. Но снижены гарантии по предоставлению отдыха, практически у всех белорусов сократилась продолжительность отпусков, причем существенно. Более того, в этом году проводится аттестация рабочих мест. И в следующем году те, кто работает во вредных условиях труда, по результатам аттестации может лишиться дополнительных дней отпуска за вредные условия труда, поскольку общая продолжительность отпусков, предоставляемых за вредные условия труда, сокращена. В нашу правовую службу обратилось огромное число людей во время отпускной кампании. Исходя из этого, можно сделать вывод, что трудовое законодательство имеет тенденцию к ужесточению и ухудшению положения работников. Тем более, что это звучит диссонансом с теми заявлениями правительства, что у нас социально ориентированное правовое государство. Сам процесс снижения трудовых гарантий свидетельствует о правовой безграмотности нашего населения, которое допустило принятие этих актов. Люди нуждаются в правовой помощи, люди своих прав не знают.

В правозащитную службу профсоюза обращаются члены нашего профсоюза и другие граждане, поскольку мы принципиально всегда отстаиваем интересы работников, что мы всегда на стороне работника. Масса звонков, обращений, мы никому не отказываем в помощи. Независимо от членства в профсоюзе, независимо от того, вступит потом человек в профсоюз или нет. Защита прав и интересов работников – это важнейшее направление деятельности нашего профсоюза. Правозащитная служба профсоюза действует планомерно и эффективно. У нас немало случаев восстановления на работе, и отмены незаконных дисциплинарных взысканий, и взысканий с нанимателей в пользу работников заработной платы. Люди идут к нашим юристам, к нашим представителям, потому что они нуждаются в конкретной правовой помощи. Работа по правовому образованию нашего населения, по оказанию им помощи, по обучению умению отстаивать и защищать свои права имеет огромную перспективу, и не может ни на каком этапе остановиться или закончиться.

Я хочу поздравить всех членов нашего профсоюза с наступающим новым годом, пожелать им успехов в отстаивании своих прав. Своим коллегам- юристам профсоюза работников РЭП стойкости, высокого профессионализма и веры в результаты нашего благородного и нелегкого труда по защите прав и интересов нашего профсоюза и его членов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)