Политика

«На Россию надеяться абсолютно нельзя»

Несмотря на заверения об окончании газового конфликта, полемика Минска и Москвы продолжает накаляться. Президент Беларуси Александр Лукашенко обвинил российское руководство в имперских амбициях, заявив при этом, что на него «идет давление накануне президентских выборов». Российская сторона утверждает, что никаких целей, кроме получения своевременной оплаты платежей за поставленный газ, у нее нет.

Обмен мнениями белорусского президента и официального представителя российского концерна «Газпром» Сергея Куприянова произошел в интервью телеканалу «Евроньюс».

– Надо «отстроить», надо наказать. Ну и потом, я уже в СМИ замечаю, на основных каналах, их Первом канале и других: они уже начали выговаривать тезисы президентских выборов в Беларуси. Все абсолютно ясно: идет давление накануне президентских выборов в Беларуси», — заявил Лукашенко, передает «БелаПАН» со ссылкой на телеканал «Евроньюс».

– И наша оппозиция, и они считают, что Лукашенко ради сохранения власти перед выборами, чтобы Лукашенко Кремль поддержал и признал, сдаст все, — сказал белорусский президент. — Мне не надо, еще раз подчеркиваю, никакая поддержка, и мне не надо сегодня никакие признания, кроме белорусского народа. Выберет белорусский народ Петрова, Сидорова, Иванова в Беларуси — быть ему президентом здесь.

По мнению Лукашенко, у российской стороны «глаз горит на государственную собственность в Беларуси, которая сегодня не приватизирована, и хотят прихватить ее по дешевке».

– Во-вторых, им не нравится здесь Лукашенко, поскольку, видите ли, независимость очень рьяно отстаивает, сто процентов. Есть другие личные мотивы, о которых вы тоже хорошо знаете, ну и много других моментов. Не нравится наша политика, надо «отстроить». В принципе, размышляя имперски, как наши журналисты говорят, они таким образом хотят удержать Беларусь в сфере своего влияния. Имперское мышление в том и состоит, что надо взять, завернуть, наклонить, прижать, удавить, — заявил белорусский руководитель.

По словам Лукашенко, очередной газовый конфликт лишний раз продемонстрировал Европе, «что на Россию надеяться абсолютно нельзя».

В то же время, отвечая на вопрос корреспондента телеканала «Евроньюс» о том, не станет ли сложившаяся ситуация поводом для вступления на путь европейской интеграции, Лукашенко заявил, что «большая политика не терпит никаких разворотов, резких разворотов — тем более».

Озвучивая позицию российской стороны в ответ на заявления белорусского президента, официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что обвинения в политическом давлении всего лишь расхожий штамп.

– Нужно, сказав «а», сказать и «б»: в чем именно заключается это давление и каких именно целей мы пытаемся достичь таким образом, — цитирует интервью Куприянова телеканалу «Евроньюс» «БелаПАН». – Сейчас конфликт практически разрешен. Чего мы добились, кроме тех средств, которые и так должны были получить? Никаких объяснений, в чем же, собственно, заключается это политическое давление и что стоит за нашими требованиями. Считается, что это как бы само собой разумеющееся. Используется такой устоявшийся, расхожий штамп — не удосуживаясь объяснить, а что же они имеют в виду.

По словам Куприянова, «Газпром» неоднократно обращался к белорусским коллегам «с законной просьбой, или, можно сказать, требованием, погасить накопившуюся задолженность за поставки газа».

– Однако этого сделано не было до последнего времени. При этом, когда речь идет о том, что существовала какая-то встречная задолженность, надо понимать, что мы действуем в строгом соответствии с контрактом, в котором четко прописаны и принципы определения цены, и принципы определения тарифа на транзит, — сказал представитель «Газпрома». – В данном случае, когда речь шла о платеже нам, наши белорусские коллеги хотели платить меньше, а когда речь шла о платеже с нашей стороны — получать больше, — пояснил Куприянов.

К сожалению, отметил он, эта ситуация повторяется очень часто:

– На протяжении действия нынешнего договора на поставку и транзит это, наверное, по крайней мере четвертый или пятый такой случай, когда нам приходится достаточно жесткие требования предъявлять нашим белорусским коллегам, только после чего они возвращаются к исполнению контракта.

Куприянов объяснил нежелание «Газпрома» ждать погашения долга за газ в течение двух недель, как предлагал Минск:

– Можно было. Мы ждали, не только две недели — гораздо больше. Первое предупреждение Минск получил в марте, второе — в апреле, сейчас июнь – напомнил российский представитель.

Сергей Куприянов подчеркнул, что нынешний конфликт не имеет отношения ни к будущим выборам в Беларуси, ни к спорам вокруг Таможенного союза.

– При четком выполнении контракта обеими сторонами, – отметил Куприянов, – а мы к этому, безусловно, готовы — никаких причин и условий для возникновения нового конфликта нет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)