На фоне почти пожизненных приговоров и референдум выглядит пожизненным сроком

Экс-кандидат в президенты Татьяна Короткевич в Свободных новостях – о предстоящем референдуме по изменению Конституции.  

Фото: facebook

Плебисцит как политическая кампания нужен тогда, когда необходимо принять решения по спорным вопросам, когда есть проблемы и нет явного, единственно понятного решения. Это способ прямой демократии, мобилизующий граждан.

Запрос граждан ушел в подполье

Но в нашем случае налицо спорный вопрос: честные выборы или референдум с имитацией распределения полномочий? Дилемма решается вертикалью через репрессии и создание новых и новых ограничений на существование какого-либо инакомыслия.

В стране продолжается и углубляется политический кризис. Репрессии в отношении людей со своей позицией не прекращаются. Аресты, растущее число политических заключенных, запугивание – вот что идет в ход в ответ на вчерашние громкие требования, а теперь и просто тихие пожелания о честном подсчете голосов, местах в правительстве, парламенте, местных Советах.

Полтора года прошло после дня выборов, а как говорит руководитель государства, «тусуя» кадры с должности на должность, «системы нет». По-прежнему. Но в таком случае и референдум не сможет стать тем механизмом, который решит внутренние политические противоречия.

Ведь запрос граждан на проведение настоящих выборов, на создание в обществе атмосферы доверия никуда не ушел: под ужасным давлением он просто предпочел вариант подпольного существования. Ну а как же – есть опыт республики-партизанки…

Ужасающим фоном для народного плебисцита являются аресты журналистов (забрали Олега Груздиловича), активистов (Паша Виноградов из Березино), допросы, обыски и аресты у наблюдателей, делегатов Схода, жестокие, длинные сроки для активистов и людей, попавших за решетку за участие в политике… Хотя оно закреплено как право в Конституции Беларуси. НО! Возглавил инициативную группу претендента в кандидаты, вошел в штаб – получи до 20 лет…

Похоже, определяющие судьбу страны люди не понимают, что это не отдельные личности получают такие сроки – нет, это пожизненный приговор стране…

Ну о каких гражданских правах и свободах речь, если обновленным законодательством теперь закреплено то, что объективная критика, свое мнение может запросто обернуться в суде оскорблением чиновников и силовиков, дискредитацией страны, разжиганием межнациональной розни – а все это грозит арестом и последующими большими сроками.

Вместо дела – так себе красивая картинка

Такая «правовая» раскладка конечно же пугает, но в тоже время странным образом повышает ценность голоса каждого несломленного гражданина.

Разве можно сломать всех до единого? Слишком много в стране тех, кто и сегодня не в состоянии примирить свое гражданское достоинство с имитацией участия в выборных процедурах, с якобы обсуждениями насущных проблем, с безальтернативностью вариантов развития села, мегаполисов – всей Беларуси.

Слова мои не голословны: была среди тех, кто сами разрабатывали различные социально-экономические и политические предложения, предлагали их депутатам округов, местной власти. Но большинство диалоговых площадок были закрытыми, встречи проходили без реальных, открытых обсуждений и дебатов, письменные обращения оставались без ответов…

Так либо иначе, прямо либо косвенно все те наши идеи и предложения были по сути совей связаны с темой разделения полномочий и трансформации власти. Сейчас нам ежедневно талдычат: этот референдум как раз и расставит наконец все точки!

Однако то, как все начинается и уже постепенно происходит, больше похоже на простую технологию – заложить фундамент новой вертикали власти, изначально несправедливой, залить несогласие бетоном молчания, страхом потерять условную учебу, работу, свободу…

До референдума всего два месяца, а люди еще не видели проекта Конституции. Все сделано так, чтобы можно было показать красивую картинку по пропагандистским каналам. Там народу говорят, что нужно идти в ногу со временем, общими фразами уговаривают себя на пожизненный срок…

Раз пришли на кухню – чайник закипит

Да, действительно есть межведомственная группа по созданию проекта Конституции, есть некие диалоговые площадки… Да, и там, и там идет работа, не сомневаюсь, что даже возникают споры, возможно – даже страсти кипят (хотя и трудно поверить)…

НО!

Но ведь и в группе, и на площадках – исключительно “единомышленники”, сплошь лояльность во плоти!

Ну а что же делать тем, кто хотя и нелоялен, но также платит налоги и имеет свое видение?

Без их участия невозможно достичь реального распределения полномочий – на выходе, что очень логично в теперешних условиях, мы получим мыльный пузырь с заранее невыполнимыми обещаниями.

Общественное сознание сейчас запудривается мелкой, но громкой пропагандистской дробью о создании некоего нового органа – дескать вот тогда и наладится: президент, парламент, Совмин, советы – все будут выполнять свои конкретные функции, не подменяя друг друга и не сваливая обязанности с ответственностью исключительно на президента.

А зачем тот самый волшебный в своем всесилии орган, если можно просто скорректировать статью 84? Очень простое и эффективное решение.

Но простоте предпочитают усложнение, в котором только ищи подвохи да подводные камни. Чего только стоит одна лишь предлагаемая процедура проведения с одним лишь вопросом и всего лишь с двумя вариантами ответа… Да ведь здесь – сплошной простор для манипуляций!

Белорусы имеют право на свою точку зрения и выбор. Нам нужны открытость, прозрачность, честность – иначе доверия в обществе не восстановить.

Нельзя не признать: люди, которые сегодня считают, что у них нет выбора и с этим необъяснимым они соглашаются: «Ну, вы же понимаете..», – да, такие имеются, их достаточно много. В ситуации такого вот искусственного игнора-молчанки система будет считать, что решила проблемы своей безопасности и долголетия.

Но это иллюзия. Повторюсь: есть в огромном количестве и те, которые «не понимают», не поймут и не примут игру «в дурака» на голосовании и выборах. Тысячи тех, которые пережили аресты, допросы, угрозы, обыски,  релокацию, лишенные свободы, учебы и работы скажут, что выбор есть.

Это право конституционно и оно должно быть реализовано максимально.

Да, за него страшно теперь бороться, но еще страшнее для будущего и власти, и общества  – лицемерное, выдавленное молчание. Вот почему есть смысл обсуждать содержание проекта и его последствия не фальшиво, а в полный голос.

Этот разговор не для кухни. Тем более, сидение на ней все равно приводит к тому, что чайник закипит. Это приглашение к разговору и выходу из тени.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(79)