Экономика

Наталья Север

«Мы посетили 84 страны, продали 24 ящика сгущенки и два с половиной трактора, написали пять страниц отчета — все, можно премию получать»

Экономист в экспресс-комментарии «Салiдарнасцi» — о попытках беларусского режима освоения новых рынков.

Министр иностранных дел Сергей Алейник запланировал на ближайшие дни официальный визит в Монголию, сообщил Позірк. В программе — переговоры с руководством страны и встречи с деловыми кругами.

Спросили у эксперта, насколько успешно официальный Минск движется по «дальней дуге».

— Они действительно не скрывают свою правду жизни. Говоря о «дальней дуге», уточняют, что надо ехать туда, где нас не знают, — иронизирует в экспресс-комментарии «Салідарнасці» Ярослав Романчук. — Известно, что есть «черный список» стран, где они были, их узнали, поэтому там нельзя появляться. Здесь речь, например, в том числе и о Венесуэле.

Есть страны, которые объявили эмбарго, ввели санкции — они, естественно, недружественные.

Есть страны, являющиеся «серой зоной», с которыми Беларусь так или иначе работает, те же Россия, Китай.

А есть и те, «где нас не знают».  

Перед МИД стоит задача отчитаться по количеству стран, с которыми мы сотрудничаем и, так сказать, расширяем торговые связи.

Монголия как раз входит в ту категорию стран, где еще нет четкого представления о Беларуси. В свою очередь, там нет особых технологий, есть сельхозпроизводство. В целом, успешное сотрудничество сложно представить.

Но на карте можно поставить флажок, а еще сказать, мы знаем, как делать диверсификацию внешней торговли и политики.

Думаю, в МИД знают и нынешний торговый оборот и прекрасно могут оценить экономический потенциал. Но есть приказ начальства — сделать диверсификацию.

Вот вам пожалуйста: мы посетили 84 страны, заключили столько-то протоколов, продали 24 ящика сгущенки, два с половиной трактора, написали пять страниц отчета — все, можно премию получать.

О том, что это бессмысленно, бесполезно, и что, допустим, нормализация отношений с ЕС дала бы экономический эффект в тысячи раз больший, никто особо не думает, потому что приказ был иным.

— А какой интерес у Монголии может быть к Беларуси?

— Это демократическая страна, там меняются президенты. Это не Узбекистан, например. Поэтому в политическом смысле вряд ли что-то будет объединять.

Но у них может быть чисто торговый интерес. Монголия расположена возле Китая. В то же время китайские компании, компании стран ЕАЭС уже «засвечены», к ним применяется особое внимание на предмет обхода санкций.

Монголия в этом смысле — «терра инкогнита». А ведь ее компании тоже могут поставлять товары в ЕС. И через них вполне можно оформлять какой-нибудь параллельный, серый импорт или импорт двойного назначения. Вот и все.

Как и в каждой стране, уверен, в Монголии тоже есть люди, которые хотят зарабатывать, неважно каким путем.

Но о больших торговых перспективах говорить, конечно, не приходится. Хорошо, если на пару десятков миллионов наторгуют.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(18)