Профсоюзы
Роман Ерошеня, «Салігорская Салідарнасць»

«Мы не играем в популизм. Мы играем в реальную игру»

В первой половине апреля на объединении РУП «ПО «Беларуськалий» пройдёт первый тур переговоров по заключению коллективного договора. Одной из сторон предстоящих переговоров является крупнейшая независимая профсоюзная организация - Независимый профсоюз горняков.

Средний заработок на объединении в начале 2009 года составлял более двух миллионов белорусских рублей. К тому же, работники объединения защищены весомым пакетом социальных гарантий заложенных в действующем коллективном договоре (далее – КД). Об особенностях предстоящих переговоров и ведении их в условиях мирового экономического кризиса «Салігорскай Салідарнасці» рассказал заместитель председателя НПГ по вопросам права и охраны труда Александр Королёв.

- Александр Павлович, ответьте в двух словах – что такое коллективный договор? Зачем КД нужен работнику и профсоюзу?

- Работники далеки от переговоров и далеки от документальных процедур, но очень близки к КД тогда, когда это касается их непосредственных денег, непосредственного дохода. Если не будет вот этого документа, этого договора, заключённого между нанимателем и профсоюзом, т.е. - работниками, весь этот пакет социальных благ будет уничтожен. И никто не заставит нанимателя платить вам компенсации, выходное пособие, оздоровительные и т.д.

Каждый человек должен понять, что профсоюз - это в первую очередь сам человек и во вторую очередь, это документ который мы заключаем с самим нанимателем. Коллективный договор - это деньги. Это документ, дающий много денег и много прав, но, к сожалению, нематериальные права наш человек не замечает.

- Кто является подписантом этого договора и как происходит процесс переговоров?

- Основные подписанты – это, конечно же, руководитель организации и председатели профсоюза. У нас на объединении действует три профсоюза: Независимый профсоюз горняков - истинный профсоюз, «Белхимпрофсоюз» и третий профсоюз - карикатурный, Белорусский профсоюз агропромышленного комплекса.

- Кто обычно входит в комиссию от НПГ?

- Мы всегда привлекали председателей наших цеховых организаций к разработке и вёрстке КД, но наша основная задача была задействовать рядовых работников предприятия. К примеру, представители «Белхимпрофсоюза» представлены в комиссии в лице профлидеров. В своё время, мы тоже попытались работать в таком формате, но я лично настоял на другой схеме работы, которая действует и по сей день. Сегодня, это один профлидер, как координатор команды и все остальные члены комиссии привлекаются с мест.

Пройдя почти двадцатилетний путь переговоров, я не могу не назвать имена своих братьев по колдоговорским баталиям: Николая Новика, Юрия Красовского, Александра Довнара, Анатолия Лягуша, Дмитрия Богданова, Ивана Бирюка, Бориса Тарцана, Геннадия Дроздова, Валерия Горбацевича, Ивана Перминова, Дунаева Юрия, Владимира Павловича, Юрия Смехнова, Владимира Журавлёва, Владимира Разумовского, Василия Коробова, Александра Дановского, Анастасию Сташанину и многих других.

- Когда и в каких условиях был подписан первый КД с участием профсоюза горняков?

- В 1992 году после известной забастовки на объединении РУП «ПО «Беларуськалий», когда был структурно оформлен наш профсоюз, мы подошли к тому, что нужно было подписывать КД. Тогда и встал вопрос об освобождении профсоюзных работников, как функционеров, профессионалов. Первый КД был заключён 15-17 июля того же года в результате 3-х дневной конференции объединения, на которой мы впервые добились своего права.

Необходимо так же упомянуть и заключение Генерального тарифного соглашения, над которым работали специалисты аппарата НПГБ весной 1992 года. В состав комиссии от нашей организации тогда входили Василий Юркин и Иван Юргевич. Вся история заключения колдоговоров Независимым профсоюзом, началась именно из этих переговоров.

Первый отдельный КД на нашем предприятии мы подписали 15 октября 1993 года, тогда под договором стояли подписи генерального директора Пётра Калугина и первого председателя НПГ Николая Новика.

В дальнейшем КД заключались через каждые три года вплоть до 2005 года. Именно тогда нами была допущена тактическая ошибка, которая могла привести к стратегическому провалу. Мы проводили полугодовые переговоры, принципиально достигли согласия на подписание, но некоторые профсоюзники не дали согласия на подписание КД по причине разногласий по некоторым вопросам. И тут выходит протокол поручений Президента РБ, по которому, он требует принять меры по «повсеместному введению практики заключения одного КД в организации». Переговоры затягиваются ещё на полгода.

Но в итоге нам пришлось подписать единый документ. До этого заключались лишь отдельные КД с нашим профсоюзом. Я считаю, что мы на протяжении всей нашей истории грамотно эволюционировали.

- На одной из последних конференций НПГ, вы открыто заявили, что будете добиваться подписания отдельного 2-х стороннего КД. Почему?

- Здесь мы затрагиваем самую больную точку, где профсоюз может одержать великую победу и отстоять своё право на отдельный договор или же в условиях существующей политической ситуации просто проиграть. Этот проигрыш может сказаться на численности профсоюза, на падении социального пакета.

Итак, согласно трудового законодательства, ст. 356 и ст. 357, однозначно подтверждающими наше право на заключение КД, где стороной подписантом будет один профсоюз. По этому поводу мы направили приглашение на имя генерального директора от 16 марта сего года с проектом КД, утверждённого нашей конференцией. В нём уже были утверждены уполномоченные члены комиссии, эта элита нашего профсоюза: Николай Зимин, Тамара Половинка, Владимир Журавлев, Леонид Прима, Николай Мисюченко, Юрий Варлаков, Сергей Ерашов, Геннадий Романюк, Борис Торцан, Александр Дановский, Марина Коваленя.

Этот состав комиссии охватывает всё объединение. Она была создана с определённой целью - вовлечь в этот процесс как можно больше работников. Мы сознательно в состав комиссии включили «гвардию» 1992 года.

Но перед нами возникла дилемма. Один вариант -- категорически настаивать на заключении КД, в котором одной из сторон будет НПГ. Второй -- учитывая сложившуюся политическую ситуацию пойти на компромисс и согласиться на подписание КД, выступая одной стороной с другими профсоюзами. После долгих рассуждений на коллегиальных органах НПГ мнения разделились, и все-таки, было принято решение руководством выходить на подписание соглашения единой стороной с двумя профсоюзами. Более того, мы пошли на комплектование комиссии пропорционально численности, в которую от НПГ вошли Владимир Журавлёв, Борис Тарцан, Юрий Варлаков, Сергей Ерашов и ваш покорный слуга.

- Почему вы решили пойти по второму пути?

- Потому что мы перед собой имеем наглядные практические примеры бескомпромиссной позиции профсоюза, где эти попытки окончились плачевно. В результате - это полуразвал организации и присоединение к заключённому КД на унизительных условиях.

Да, заключив отдельный колдоговор, мы бы сделали на этом политический капитал, но бороться в разных весовых категориях трудно. Мы сильны духом, своей последовательностью, но мы же не можем при отсутствии поддержки критической массы рассчитывать на успех. Поэтому, пойдя по пути заключения отдельного КД, сегодня мы бы были популистами. Проанализировав эту ситуацию, мы все-таки вышли на второй вариант.

К тому же мы пошли на этот шаг после гарантии от нанимателя обсудить наши предложения в КД в полном объёме, а их около пятидесяти. Более того, наниматель был обеспокоен нашей решимостью заключить отдельный КД.

- В чём заключалась причина его обеспокоенности?

- Беспокойство было заметно среди руководства, ведь на одном из съездов ФПБ был принят президентский протокол, которым руководствуется федерация. Суть его заключается в том, что на всех предприятиях заключается один колдоговор. Со второй стороны, недавно прошли два семинара под эгидой Международной Организацией Труда (МОТ), где серьёзно было акцентировано внимание на ситуации с независимыми профсоюзами в Беларуси. Наше положение сегодня находится под вниманием МОТ.

- Среди работников предприятия ходят слухи о том, что будущий КД будет заключён на 1 год вместо 3 лет, правда ли это, если правда, то почему на год?

- Всем известно реальное состояние мировой экономики: рецессия, происходящая раз в 70-80 лет парализовала мировую промышленность. Поэтому долгосрочный экономический и социальный прогноз в этих условиях будет невозможен, а мы не хотим создавать прецедент для дальнейших беспокойств. Наша организация не заинтересована в социальном дисбалансе, наша заинтересованность заключается в умиротворённости общества, но в рамках удовлетворения требований работников.

Возможно, радикально настроенные члены профсоюза расценят это как соглашательство, но это проявление неумного экстремизма. Наша практика подтверждает, что вопросы, обсуждаемые с нанимателем, определённые в сроках и путях их реализации, как правило, решаются. Если в наших требованиях имеется неразумность, профсоюз может их отозвать в любой момент. Возможно это перехлёст, может популизм? Но я уверяю вас, мы не играем в популизм, это могут сделать только глупцы. Мы играем в реальную игру и с этого хотим иметь реальную выгоду для людей. Да, мы согласились с нанимателем заключить договор на 1 год, не нарушая законодательства.

- Какие основные пункты действующего КД на объединении можно назвать достоянием профсоюза горняков?

- Этим документом я искренне горжусь. В первую очередь я горжусь тем, что в наш КД вошёл пункт, который даёт право работнику переходить на контракт только с его личного согласия. Этот пункт не меркантильный, не денежный, он не даёт человеку материальных благ, но он декларирует его величайшее право - право выбора.

Наша гордость - это пункт, защищающий работника от увольнения в случае прогула. Десять лет в нашем КД действовал пункт, по которому работник, находившийся в состоянии алкогольного опьянения либо хищения на работе, увольнялся лишь с согласия профсоюза. После 10 лет порочной практики мы сознательно отказались от этого пункта, а второй профсоюз настаивал на продолжении действия этого пункта, с их стороны - это чистой воды популизм.

Действует пункт, который помогает трудоустраивать детей работников объединения. Наши общественные инспектора проводят контроль и получают при этом премию из прибыли предприятия. Работает пункт, который защищает от необоснованного лишения работника премии, т.к. все приказы по лишению премии согласовываются с профсоюзами. Работникам производятся доплаты за совмещение работ, расширение зоны обслуживания, перемещение работника и т.д. Наша заслуга, это ежемесячное вознаграждение за выслугу лет. Выходное пособие, составляющее до 10 средних заработков. Материальная помощь на оздоровление работника идущего в отпуск зависит теперь лишь от стажа.

Мы, наконец, добились для своих работников получения займов для строительства жилья на 20 лет под 5% годовых, эта работа у нас заняла целый год. На предприятии действует дополнительное персональное страхование пенсий. В области охраны труда есть величайший пункт - это право работника в случае реальной угрозы здоровья отказаться от выполняемой работы и заработная плата за это время сохраняется. В дополнение к тому можно назвать множество других пунктов КД составляющих мощный социальный пакет для работников нашего объединения.

- Насколько хорош действующий колдоговор в рамках современной Беларуси?

- Я не буду петь панегирики всем нам, которые заключали коллективный договор. Насколько я владею этим вопросом, аналогов по степени социальных выплат работникам в Беларуси нет.

Мы не только делимся опытом, но и приобретаем его у других предприятий. В частности, я лично разговаривал с председателем профкома гродненского предприятия «Молочный мир», на котором ввели символические доплаты работникам, ведущим здоровый образ жизни.

Многие члены профсоюза задают мне вопросы – «Я вот плачу каждый месяц по пять тысяч, а что я от вас имею?» Откройте свой расчётный листок и внимательно посмотрите его. Только ежемесячно каждый работник ПО «Беларуськалий» получает 35 тыс. из прибыли предприятия на дополнительное пенсионное страхование, которое мы ввели, заведя счета на каждого члена НПГ из кассы профсоюза.

- ФПБ в последнее время часто поднимает вопрос о том, чтобы все гарантии, заложенные в колдоговоре, распространялись только на членов профсоюза. Какова позиция НПГ в этом вопросе?

- КД - это продукт интеллектуальной работы, над которым работает целый коллектив, который тратит своё время и моральные ресурсы. И в это время какой-то спекулянт берёт и пользуется всеми благами, которые наработал профсоюз. Я сделал вещь, а какой-то человек пришёл, забрал и пользуется ею, не спросив у меня разрешения. Естественно у меня будет протест.

Я не выступаю за жёсткие меры, но считаю, что требуется какое-то участие профсоюза в процедуре присоединения работника, не состоящего в профсоюзе к КД. И самое интересное, что эта норма международная. Мы тем самым делаем человека соучастником социального диалога, а не просто паразитирующим элементом.

- На носу новые переговоры. В условиях проблем со сбытом продукции объединения работников гложет страх, что наниматель уберёт часть пунктов из КД обеспечивающих их социально-финансовую защиту? Чем НПГ может ответить на страхи членов своего профсоюза?

- Волнения работников не беспочвенны, люди боятся потерять выходное пособие, поэтому заметен отток опытных специалистов с объединения. Кстати, этим обеспокоен и наниматель, в условиях открытия новых рудников, куда требуются специалисты. Ведь в нашем 100-тысячном городе человеческие ресурсы не безграничны.

После проведения ряда консультаций с руководством объединения нас заверили, что кардинальных изменений в КД вноситься не будет. Будет лишь ряд предложений со стороны нанимателя, затрагивающих незначительные социальные гарантии.

- С каким настроением идёте на переговоры?

- Идём с радостным настроением, потому что в состав комиссии входит пять человек, прошедших забастовку 1992 года. Мы идём на заключение замечательного документа, который также и в интересах нанимателя. Среди нас немало людей, которые проходили забастовки и способны на действия, цель этих людей не дестабилизировать обстановку, а добиться того, чего мы добились до этого.

И самое главное, что наши требования обоснованы законодательством. Мы не питаем иллюзий чрезмерного выполнения наших требований. Злосчастная рецессия сейчас выбила у нас то, что мы держали в руках. А задумки у нас прекрасные. Один из пунктов, это введение механизма персонального накопительного страхования медицинских расходов, поощрения работников за ведение здорового образа жизни.

Я не вижу причин для поражения и не чувствую себя униженным и оскорблённым. Поэтому идём мы на переговоры с уверенностью.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)