Спорт
Михаил Миронович

«Можно ли полоскать лицом по батарее главного тренера?»

Отставка Любомира Поковича с поста главного тренера хоккейного клуба «Динамо-Минск» вызвала шквал комментариев.

Отмолчался, пожалуй, лишь сам ХК. За него свою версию, как развивались события, изложил в www.business-gazeta.ru российский журналист Алексей Шевченко:

«Это была одновременно предсказуемая и неожиданная отставка. Тренера смутило, что перед сезоном был по надуманным обвинениям был арестован генеральный менеджер команды Владимир Бережков. Он даже порывался уехать к себе в Словакию, но его уговорили остаться. Чуть позже Покович смирился с тем, что произошло в Минске. Более того, когда игроки написали письмо в поддержку Бережкова, то он отказался его подписать с мотивировкой, мол, это все не относится к спорту. Ушел он не из-за этой дикой ситуации, а по другой причине.

Накануне увольнения тренер встретился с президентом клуба и перед ним неожиданно поставили ультиматум. Дескать, вам, тренер, дается три дня на то, чтобы исправить ситуацию. Надо было войти в зону плей-офф и желательно закрепиться там. Покович этого разговора не понял и предпочел уйти. Он, кстати, не слишком много потерял. Летом я разговаривал с ним на чемпионате мира и понял, как он хочется вернуться домой. Там у него полно хоккейных проектов и его ждут люди. Но и природа ультиматума была непонятна. На Западе ни одна команда не потеряла шансов войти в зону плей-офф, Минск и от второго места отстает всего на 10 баллов, так что ничего страшного не происходит. Наоборот, то, что команда в десятке, уже удивительно, учитывая, сколько игроков покалечил Барри Бреннан, а сколько получило травмы на льду или отравилось в Нижнем Новгороде. Ясно и то, что набрать восемь или девять очков в ближайших трех матчах совершенно невозможно, так зачем было оттягивать расставание.

Уход Поковича — это, безусловно, проблема для Минска, но дней через 7-10 мы ожидаем из Минска и другие новости. И болельщики долго еще будут вспоминать о временах, когда команда обеспечивала себе место в плей-офф задолго до окончания чемпионата».

Затем «Прессбол» опубликовал комментарий главы федерации хоккея Беларуси Игоря Рачковского, который, в частности, назвал отставленного тренера «настоящим профессионалом» и высказал сожаление, что «Динамо» решило с ним расстаться:

— Думаю, решение тренера и клуба было эмоциональным с обеих сторон. Некоторую психологическую усталость Поковича в последнее время я действительно замечал. Но считаю, он должен был доработать нынешний сезон. Тем более что так и предполагалось: он ведь сам хотел покинуть команду еще минувшим летом. Но в итоге вместе решили продлить сотрудничество еще на год. И никаких видимых предпосылок для расставания сейчас не вижу. Да, где-то были неудачи, где-то успехи — это обычное дело. Но обходились без ярко выраженных провалов.

— То, что подобные ходы клубом не согласовываются с федерацией, вас настораживает?

— В принципе, взаимодействие у нас существует. И, как мне кажется, выстраивается достаточно неплохо, многие вопросы обсуждаем. Но вот конкретно нынешний тренерский никак не проговаривался. С одной стороны понимаю, что "Динамо" — самостоятельная структура. У нее есть руководители, назначенные на высшем уровне. Но они же и члены исполкома ФХРБ. А клуб КХЛ — базовая структура национальной сборной. Все белорусы из его состава — кандидаты в эту сборную. По крайней мере, должны ими быть, иначе смысл их пребывания в "Динамо" под сомнением. И в этом свете поинтересоваться мнением федерации на предмет отставки главного тренера в разгар сезона было бы, считаю, нелишним. Тем более, что она всегда идет навстречу интересам "Динамо", обеспечивает клубу преференции. В виде и особых условия для "фарма", который играет в экстралиге, и команды МХЛ, она же сборная U-18.

Я, как председатель, никогда не лезу в чисто хоккейные дела. Не говорю, как хоккеисты должны играть, а наставники — тренировать. Но у нас хватает специалистов высокого класса, знающих и понимающих профессиональную кухню досконально. Всегда прислушиваюсь к их мнению. И принимать такие решения без его учета, считаю, неправильно.

— Как полагаете, если бы не было августовских событий и задержания Владимира Бережкова, сегодняшней ситуации удалось бы избежать?

— Не готов сейчас ответить. Хотя бы потому, что пока не улавливаю логики происходящих процессов. Но "Динамо" действительно переживает сейчас тяжелые времена, особенно с учетом количества травмированных. Кроме того, по сути дела полностью отсутствует спортивное руководство. Генменеджера давно нет, а отставка тренера только усугубляет кризис. Теперь спортивные решения принимать фактически некому. Кто их сейчас профессионально примет и возьмет за них ответственность? Я не знаю.

— "И.о." назначен Андрей Ковалев. Справится до конца сезона, как полагаете?

— Вряд ли. При всем к нему уважении: Андрей хороший тренер, надеюсь, в будущем все у него будет в порядке. Но на данном этапе нужен опытный боец. А любой опытный десять раз подумает, стоит ли принимать команду на таком этапе и в подобной ситуации. Мое мнение — нужно было сначала найти кандидата, и только потом расставаться с Поковичем. Но в силу объективных причин никто из нынешнего руководства клуба никогда не вел переговоров ни с одним тренером. А это занимает многие недели, а иногда и месяцы даже у опытных хоккейных менеджеров...

Всё тот же «Прессбол» стал трибуной, с которой весьма жестко выступил помощник президента по спорту Максим Рыженков.

Фото TUT.BY

— Знали ли вы как член наблюдательного совета минского "Динамо" что-то о планах расставания с Поковичем?

— Клуб "Динамо-Минск" давно вышел за рамки хоккея и превратился в социальный проект. Тысячи болельщиков поддерживают команду, желают ей успеха и следят за любыми новостями. И нам, тем людям, которых президент назначил ответственными за развитие спорта в стране, небезразлична ситуация в этой организации. Поэтому в пятницу, после моих консультаций с министром спорта, были предприняты некоторые действия.

Мы очень озабочены тем, что происходит. Не только отставкой Поковича, но и ситуацией в клубе в целом. Особую озабоченность вызывает тот факт, что долгое время наблюдательный совет "Динамо" не играет той роли, которую призван играть. В течение последнего года он практически не привлекался к решению серьезных вопросов, связанных с развитием клуба. Ни со мной, ни с министром спорта, ни с Ананьевым Николаем Константиновичем, который руководит "Минск-Ареной" и также является членом совета, не согласовывались никакие действия — ни по подписанию хоккеистов, ни по формированию тренерского штаба, ни по развитию, ни по определению задач... Все это варилось внутри клуба.

И сегодня, слыша определенные заявления со стороны федерации хоккея, хотел бы подкинуть ложку дегтя. Как раз-таки федерация играла одну из основопологающих ролей в выстраивании стратегии развития клуба и селекционной политики. По определенным причинам мы с министром спорта от этой политики отошли. Потому что понимаем: есть определенные задачи, поставленные напрямую со стороны ФХРБ. И лезть в них не стоит. Однако сегодня ситуация такова, что дальше бездействовать невозможно. Поэтому в пятницу министр спорта вызвал к себе исполняющего обязанности генерального директора клуба Павла Бурбу и в жесткой форме потребовал объяснения происходящего в "Динамо".

У меня же состоялась встреча в НОК с Любомиром Поковичем. Длилась около полутора часов и носила очень искренний характер. Скажу, почему это было важно для меня. В свое время я непосредственно участвовал в возвращении в Беларусь Глена Хэнлона, который некогда не очень красиво расстался с Беларусью. И с Поковичем была аналогичная ситуация. Можно сказать, обоих я уговаривал вновь заняться вопросами развития белорусского хоккея: одного — в сборной, другого — в "Динамо". И когда уезжал Хэнлон, мы так же тепло и обстоятельно пообщались. Та беседа раскрыла глаза на многое, что происходило в белорусском хоккее и в федерации в частности.

Вчера, когда уезжал Покович, многие нюансы тоже стали для меня более ясными. Можно говорить, что "Динамо" и Любомир расстались полюбовно. Однако сегодня я читал высказывания российского журналиста Шевченко и признаюсь: он близок к истине. Не стану раскрывать, о чем мы общались со словаком, но скажу лишь, что Покович ушел из "Динамо" под влиянием текущей ситуации.

Дабы меня потом никто не обвинял в инсинуациях, поясню. Представьте себе, что, допустим, главный тренер какого-то клуба не имеет влияния на селекционную работу. Это нонсенс! Представьте, что он говорит о необходимости подписать одних игроков, а ему навязывают других. Нонсенс! Представьте, что та же тема касается и тренерского штаба: ему нужны одни специалисты, а настойчиво предлагаются другие. Тоже нонсенс! И последнее: можно ли полоскать лицом по батарее главного тренера, когда вся команда об этом знает? И понимает: уже сегодня наставник потерял авторитет перед руководством "Динамо", федерацией, и уже завтра может лишиться работы за любую провинность, пусть и объективную. Из моего разговора с Поковичем можно предположить, что ситуация так и складывалась. Человека поставили в такие условия, в которых пребывание на посту рулевого не только противоречило понимаю иерархии в клубе, но и превращало его в заложника чьих-то амбиций по селекционной политике и стратегии развития.

И раз были такие эмоциональные разговоры с Поковичем, то у людей, которые их проводили и предлагали подобное решение, казалось бы, должна иметься пачка резюме от новых кандидатов на пост главного тренера. Как потом можно говорить, что стороны договорились и спокойно разошлись? На мой взгляд, в клубе просто искали повод, чтобы расстаться с человеком, отношение к которому со стороны болельщицкой среды самое что ни на есть положительное.

Могу сказать, что Любомир ни о чем не сожалеет: ни о годах, проведенных здесь, ни о том, что он уже дважды входил в одну реку, делал результат, но был вынужден покинуть страну по каким-то непонятным причинам. Ему действительно был поставлен чуть ли не ультиматум. Он даже не хотел долго задерживаться в Беларуси. Вчера взял билеты на ближайший самолет и улетел. Причем через Варшаву — не стал даже дожидаться прямого рейса до Вены. Это отображает отношение человека к тому, как с ним поступили. Да, клуб с ним хорошо разошелся, насколько понимаю, никаких финансовых претензий не осталось. Но в очередной раз мы отказываем в кредите доверия серьезному специалисту. И если посмотрим на историю "Динамо" и национальной сборной, то увидим, что подобным занимаемся очень часто. Уезжая, Покович сказал: "Я оставляю команду на хорошем счету — на седьмом месте по потерянным очкам. Мне за нее не стыдно. Я доволен, что мы подтянули много белорусов (Дрозд, Павлович, Лисовец...), которые сегодня не боятся выходить против Радулова. Плюс я оставляю хороший тренерский штаб. Но переживаю, что с моим уходом, он наверняка претерпит изменения".

А еще на прощание он попросил меня найти возможность передать слова благодарности болельщикам и всем людям, которые верили в команду. С уходом главного тренера история клуба не заканчивается, поэтому Любомир призвал поклонников и дальше голосовать за команду ногами, приходить на "Минск-Арену". Определенная грусть в его словах чувствовалась. И самое болезненное, что все это случилось в течение дня: он попытался защитить свою позицию главного тренера, а его нагнули до крайней линии. В данном контексте я кидаю камень в огород той же федерации хоккея. Каким бы ни был хоккей, какими бы ни были клубы — за все отвечает ФХРБ в том числе. Как председатель федерации баскетбола я далек от мысли лезть в какие-то селекционные дела или формирование тренерского штаба, допустим, клуба "Цмокi". Я могу разговаривать с тренерами, регулировать что-то регламентами. Но не допускаю того, чтобы начать вмешиваться...

— В беседе с министром спорта Павел Бурба дал какое-то объяснение происходящему?

— Объяснения были очень не-внят-ны-ми! Министр спорта не получил реального ответа на вопрос, как же произошло, что такой социальный проект разваливается на глазах, и почему члены наблюдательного совета о серьезных изменениях в клубе узнают из информации в прессе.

— В то же время Павел Бурба работает там всего около месяца...

— Наверное, надо брать выше. Я об этом уже сказал.

— В организационном плане "Динамо" очень подкосили августовские события и задержания руководителей...

— Любые эмоциональные моменты психологически сказываются на команде. Я в этом уверен. Нельзя недооценивать влияние такого рода событий. Но дальше в них углубляться не хочу.

— Вы собираетесь как-то радикально вмешаться в происходящее?

— Со стороны наблюдательного совета складывается впечатление, что руководство клуба и федерации само знает, куда должно двигаться "Динамо". И совет им нужен только для того, чтобы найти лишние деньги для того провального бюджета, который сейчас есть в команде. С учетом всех событий не стану исключать, что в итоге бюджет окажется значительно больше, чем во все прошлые сезоны, несмотря на многие нарушения, высветленные тогда. Как бы так не оказалось, что мы потратим государственных денег значительно больше, а результат получим гораздо хуже.

— Но вы знаете, что можно предпринять в данной ситуации?

— Когда люди говорят, что им поставлена задача, за которую они должны отвечать, то мы с министром в первую очередь хотим услышать отчет этих людей, ответственных за развитие "Динамо" и хоккея в Беларуси. И получить ответ, почему все так получилось и как определенные решения были приняты без ведома наблюдательного совета. Я понимаю, что по каким-то юридическим документам решения наблюдательного совета можно обойти, но если они носят подобный характер, если люди взяли на себя ответственность, то надо отвечать. Тем временем белорусский клуб провел 17 октября очередной матч в чемпионате Континентальной хоккейной лиги.

Сибирь (Новосибирск) – Динамо (Минск) – 2:3(ОТ) (1:0, 0:1, 1:1, 0:1)

Шайбы:

1:0 — Шумаков (Меньшиков, Санников, 6.06)

1:1 — Мелешко (Бэйлен, 24.43)

1:2 — Гаврус (54.02)

2:2 — Копейкин (Улльстрем, 56.23, в большинстве)

2:3 — Комаров (62.27).

В 20 матчах чемпионата Континентальной хоккейной лиги минское «Динамо» набрало 29 очков. На данный момент белорусский клуб занимает 10-е место в западной конференции КХЛ.

Следующий матч «зубры» проведут 19 ноября. В понедельник в Новокузнецке они сыграют с местным «Металлургом».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)