Может ли развалиться ЕС
Большинство европейцев считает, что существует реальная опасность распада Европейского Союза к 2040 году – таковы результаты опроса, который среди жителей 14 государств, имеющих 80% голосов в Европарламенте, провела международная социологическая служба YouGov.
По данным исследования, более 50% граждан ведущих европейских держав опасаются, что ЕС может развалиться в ближайшие 10-20 лет. Например, во Франции евроскептиками оказались 58% опрошенных. Больше сомневающихся только в Словакии – 66%. О возможности распада ЕС высказалось большинство итальянцев, поляков и немцев. Лишь в трех странах менее половины опрошенных оказались подвержены евроскептицизму – в Швеции (44%), в Дании (41%) и в Испании (40%).
Возможность распада Евросоюза обсуждается уже не один год. Известный американский финансист Джордж Сорос рассуждал о нём ещё в 2012 году. Расслоение ЕС он связывал с возможным крахом европейской валюты в результате финансового кризиса.
Правда, при этом Сорос оговаривался, что из состава ЕС могут выйти лишь некоторые государства, например, Великобритания (в этом он не ошибся - через 4 года грянул Брексит), однако, основные державы всё равно будут образовывать так называемый «ядерный Евросоюз».
Любят порассуждать о распаде ЕС и европейские ультраправые радикалы, не принимающие общеевропейскую повестку дня и понимающие, что установленные на уровне Союза правила (например, непримиримость в отношении фашизма и национализма) затрудняют достижение их политический целей.
Рассуждения о неминуемом распаде единой Европы стали также фирменным коньком прокремлёвских российских политиков и пропагандистов. Кто-то называет даже конкретную дату – 2022 год, вычисляя некие «магические периоды» по аналогии с историей СССР. Эти нострадамусы особенно сильно активизировались после Брексита, восприняв выход Великобритании из ЕС как некий знак.
А вот украинские эксперты более оптимистичны в прогнозах. Политический и экономический обозреватель Тарас Загородний считает, что, несмотря на Брексит, распад ЕС вряд ли возможен в ближайшие десятилетия. И вообще, Великобритания не показатель – она всегда была самостоятельной частью англосаксонского мира. Вместе с тем не исключено, что какие-то страны могут последовать её примеру и выйти из еврозоны, но тотального распада ЕС не будет
Впрочем, и в России не все прочат Евросоюзу распад. В своё время директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев назвал три причины, по которым распад ЕС невозможен.
Первая – экономическая. Созданный как инструмент экономической интеграции, ЕС справился с этой задачей. Экономики государств, входящих в Евросоюз функционируют сегодня как единое целое: между ними нет таможенных границ, унифицированы техническое регулирование и стандарты, действуют взаимные гарантии инвестиций и практически единый рынок рабочей силы.
Выход той или иной страны из зоны евро обойдется ей в 2-5% ВВП из-за пересмотра кредитных рейтингов и сложностей в привлечении капитала. Резкий провал курса евро, соответственно, снизит благосостояние и покупательную способность всех европейцев.
Вторая – правовая и организационная. За годы существования Евросоюз стал, по сути, квазигосударством со своими законами и нормами, имеющими зачастую экстерриториальное применение. Кодекс законов ЕС, известный как acquis communautaire – один из самых широких и подробных в мире.
При этом практически все экономические вопросы отнесены к исключительной компетенции ЕС и выведены из сферы регулирования национальных правительств. Граждане ЕС имеют равные права. В Союзе сформировался мощный космополитический управляющий класс, способный противостоять распаду.
Разрыв правового пространства в случае развала ЕС по своей значимости будет сопоставим с экономическим ущербом. Восстановление национальных правовых систем станет даже более сложным процессом, чем сохранение экономических связей.
Третья – гуманитарная. Отменив границы, Евросоюз обеспечил невиданное ранее в Европе «смешение народов». Сегодня 65% граждан стран ЕС свободно говорят хотя бы на одном из языков других стран Союза, а 18% – на двух и более. Но, что еще важнее, растёт число смешанных семей: если в начале 1960-х годов только 0,7% браков граждане одних европейских стран заключали с гражданами других, то в начале 2010-х их было уже 6%.
Чем главная достопримечательность Парижа отличается от нашей
Если этот процесс не утратит динамики в ближайшие 20 лет, можно будет говорить о зарождении единой европейской нации, что превратит Евросоюз из эдаких Соединенных Штатов Европы в национальное государство.
Так что итальянцам, полякам и немцам, не говоря уж о французах и словаках, волноваться не о чем. Равно как не о чем радоваться ультрарадикалам и кремлёвцам. Свою жизнеспособность Евросоюз не раз доказал на деле. Чего не скажешь о скрепоносных франкенштейнах, которые «поднялись с колен» и «могут повторить».
Читайте еще
Избранное