Дмитрий Филимонов, Русский Newsweek
Мода на фашизм

До базы фашистов - час езды от Поклонной горы. Ближнее Подмосковье. В Одинцовском районе водитель Артем велит корреспондентам Newsweek вытащить из телефонов батареи. Сует их в карман и взамен протягивает вязаные шапки.

 - Мужчины, наденьте.

Натягиваем шапки на нос. Мы не должны запомнить дорогу на базу. Конспирация. За нашей раздолбанной «четверкой» следует не менее раздолбанная «шестерка» прикрытия. Если журналисты привели за собой «хвост», задача прикрытия - обнаружить его. 30 градусов жары, шерстяные шапки невыносимо пахнут немытыми головами. Прямо поездка в газенвагене.

На базе нас ждет встреча с творческой молодежью - поэтами, художниками, музыкантами. С теми, кто несет в массы идеалы национал-социализма, кто формирует в России моду на фашизм. Моду на фашистские стихи и картины, бритые головы, выколотые на руках свастики, ботинки «гриндерсы» и, наконец, моду на убийство нерусских.

За последние 3–4 года количество скинхедов в России увеличилось на 70%, считает социолог Александр Тарасов, изучающий субкультуру скинхедов. Прирост бритого поголовья происходит за счет «модников» - подростков, которые, подражая скинхедам, бреют головы, носят «гриндерсы» и нацистскую символику, но при этом не участвуют в реальных «махачах». Два года назад в России появились «сетевые» или «диванные» скинхеды, которые тусуются в интернет-форумах и сочиняют «подвиги» про себя. Или не сочиняют. Учинивший резню в московской синагоге Александр Копцев, по мнению Тарасова, типичный «диванный» скинхед. Но однажды в мозгу у него щелкнуло, он поднялся с дивана и пошел убивать. «Мода на фашизм порождает Копцевых», - считает социолог.

Дмитрий Румянцев, сидящий рядом с водителем, везущим нас на базу, излагает цели и задачи своей организации. Румянцев - лидер Национал-социалистического общества (НСО).

 - Наша задача - взять власть.

 - Как? Захватить вокзал, телеграф, телефон?

 - У нас, конечно, хватит сил, чтобы захватить несколько ключевых зданий в центре Москвы, а потом героически умереть. Но это глупо. И мы этого делать не будем. Мы должны захватить мозги людей. Когда идеалы национал-социализма пропитают общество, когда они проникнут в коридоры власти, телевидение, прессу - а они, должен вам сказать, активно туда проникают, - вот тогда достаточно будет одной искры, чтобы получить власть.

 - О какой искре вы говорите?

 - Об экономическом кризисе. Он случится года через два. Когда Россия вступит в ВТО, полуживая экономика не выдержит ценового диктата Запада и рухнет. К тому времени общество будет готово принять нас, национал-социалистов.

 - Допустим, вы пришли к власти. Что потом?

 - Первым делом всех армян, азербайджанцев, таджиков и прочих - в фильтрационные лагеря. Мы должны разобраться с каждым - чем он тут у нас занимался. Если не воровал - интернируем на родину. Воровал - в трудовой лагерь.

 - А как быть с татарами, например?

 - Они будут жить в Татарстане. И приезжать в Москву на экскурсии, чтобы насладиться шедеврами русской культуры.

В коридоры власти идеи национал-социализма уже проникли. В июне в одном из конференц-залов Госдумы НСО презентовало книгу Александра Усовского «Что произошло 22 июня 1941 года?». Суть книги: Гитлер не хотел нападать на Советский Союз, его вынудили тогдашние олигархи. По правую руку от автора сидел Дмитрий Румянцев. По левую - депутат от ЛДПР Сергей Иванов. Когда презентация закончилась, депутат сказал лидеру НСО: «Проведи для желающих экскурсию по Госдуме». Желающих, правда, не нашлось.

Принимать экскурсии у себя национал-социалисты, похоже, тоже не любят - на то, чтобы уговорить их показать нам базу, ушла не одна неделя. Самым колоритным персонажем на ней оказался Тесак. Он могуч, его руки покрыты свежими шрамами. Тесак - скромный инженер-конструктор и модный фашистский кинорежиссер. Что-то вроде Лени Рифеншталь российских нацистов.

 - Откуда шрамы, Тесак?

 - У хача нож был. У меня тоже.

Тесак краток, как и его произведения. Он производит видеоклипы. Его студия называется «Формат 18». Сюжеты клипов не отличаются разнообразием.

Вот человек в тюбетейке торгует овощами. Покупательница выбирает кочан капусты. По аллее шагает толпа бритоголовых парней. Они отталкивают женщину, продавца валят на землю и бьют ногами - недолго, но до крови.

Вот едет в электричке кавказец. По вагону шагают бритоголовые парни. Вскакивают на сиденья и бьют пассажира ногами по голове - недолго, но до крови.

Нынче скинхеды отправляются на «махач» с видеокамерами. Потом присылают Тесаку записи. Тесак монтирует картинку и накладывает звук - песню группы «Коловрат», или Screwdriver, или «Банды Москвы», или барда Валерия Порываева.

«Твой череп брит,

Тебе неведом страх.

Пусть кровь на “гриндерсе”,

Пусть синяки и шишки.

В твоих глазах легко узнает враг

Тяжелый взгляд

Из Гитлерюгенда мальчишки».

«По сравнению с прошлым годом, преступления на почве расовой и национальной вражды становятся более демонстративными», - сказано в весеннем докладе информационно-аналитического центра «Сова».

Есть у Тесака и чисто художественные произведения. Одна из последних работ - повешение таджикского наркодельца в подмосковном лесу. Люди в белых балахонах с автоматами Калашникова вынимают «казненного» из петли, разрубают топором на части и сжигают в костре. Финальный монолог человека в балахоне: «Я, Великий Дракон Московского региона, объявляю войну веротерпимости, толерантности и мультирасовости общества». Почитатели творчества Тесака оценивают клип в Интернете: «Очень круто», «Жаль, что не по-настоящему».

Нож, которым поигрывает кинорежиссер, - вполне настоящий, с желобком для стока крови. Прежде чем стать бойцом идеологического фронта, Тесак был обыкновенным скином. Бил китайцев у общежития на Соколе: «Как меня не посадили тогда, - не знаю». Его детство закончилось 9 сентября 1999 г., когда на улице Гурьянова в Москве был взорван жилой дом. Тесак об этом клип сделал, «Клятва мести». «Здесь похоронена моя девушка, - говорит Тесак, стоя у могилы. - Она погибла на улице Гурьянова. Был террористический акт. Мне было 15 лет. Я вышел на улицу и хотел мстить всему миру. Я встретил ребят, которые шли такие же злые, как я. И я присоединился к ним. Так я попал в Движение. Я не смог тебя защитить тогда, - Тесак повернулся к надмогильному памятнику, - но клянусь, что сделаю всё, чтобы русские люди не погибали больше от рук кавказцев. Верен до смерти!» - восклицает Тесак, вскидывая руку.

 - У тебя есть белые шнурки, Тесак? (У скинхедов они означают: «я участвовал в убийстве». - Newsweek.)

 - Некорректный вопрос.

Недавно ему позвонили с телеканала Ren-TV, который, как и другие каналы, использовал клипы Тесака в передачах, и сказали, что студию «Формат 18» ищет милиция. Поэтому туда Тесак журналистов не приглашает.

8 июля 2006 г. Госдума приняла поправки в закон «О противодействии экстремистской деятельности». К уже существовавшим пунктам «возбуждение расовой, национальной или религиозной розни», «унижение национального достоинства», «осуществление хулиганских действий по мотивам расовой, национальной ненависти», «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»добавлен еще ряд новых. В том числе «создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей».

Для того чтобы «наехать» на группу «Коловрат», властям хватило и тех статей, что были. И «подсказки» чешских коллег. В январе 2004 г. лидера и автора текстов «Коловрата» Дениса Герасимова посадили в пражскую тюрьму «Панкрац» (откуда Юлиус Фучик написал «Репортаж с петлей на шее») по требованию местных правозащитников и продержали там 15 месяцев. Суд снял с Герасимова обвинение в поддержке экстремистских движений, и он вернулся домой, где его текстами заинтересовалась российская прокуратура,и диски группы были запрещены. «Великий поэт и музыкант современности», как его нарекли соратники, «зашифровался» - теперь он дает концерты изредка и только для узкого круга проверенных соратников. На рынке дисков группы нет.

Но всех не запретишь. В России десятки бритоголовых групп, работающих в стиле white power rock. Ибез «Коловрата» есть кому выступать на фашистской сцене. «Молот», «Крэк», «Банда Москвы», «Вандал». Есть бард Женя, сценический псевдоним - Русский Стяг. Он сидит на двухъярусной детской кровати из магазина «Икеа» на подмосковной базе НСО и репетирует под гитару.

«Бойтесь! Мы позабыли о жалости.

Бойтесь! Мы разучились прощать.

Маршем идет по Руси жестокая молодость - 

Дружины простых ребят, что хотят убивать».

Их боятся. По данным мартовского опроса фонда «Общественное мнение», 67% россиян считают, что сторонники фашистских взглядов опасны для общества. Правда, 24% никакой опасности не видят, а 12% считают, что «в фашизме как системе взглядов есть некоторые положительные идеи» - пиетет по отношению к своей нации, жесткая дисциплина, чистота расы. «В обществе происходит размывание понятий “фашизм”, “нацизм”, “национал-социализм”, - комментирует результаты исследования президент фонда “Общественное мнение” Александр Ослон. - Идет процесс размывания негативного отношения к этим понятиям как к глубочайшим антиценностям. На протяжении десятилетий после Великой отечественной войны фашизм был для всех синонимом страданий, горя, мук и гибели близких. Сейчас это уже не так».

 - Вам хочется услышать, что я нацист? - вопрошает прозаик Дмитрий Нестеров. - Ну да, я - нацист! Ну если сейчас в России любовь к своей нации, к своей Родине, ненависть к тем, кто сейчас беспредельничает в России, если человек не педераст, не наркоман, не ворюга, если все это называется нацизмом, то да, я - нацист!

Дмитрий Нестеров, как и Тесак, прежде был скином. Теперь он - член НСО. В 1993 г. в издательстве «Ультра-культура» вышел его роман «Скины: Русь пробуждается». Философия: «Не существует Добра и Зла. Существует Борьба. Ты просто должен выбрать сторону и отдаться ей до конца. Найти свою команду и слиться с ней». Иллюстрации - подробные описания избиений и убийств нерусских. «Квас, поняв, что деньги у вьетнамца не выцарапать, тоже раза три ударил его ножом, целя под лопатку и по почкам, сказав при этом:

 - Подыхай на своих бабках, гнида!

 - Хайль Гитлер! Россия для русских! - заорал кто-то.

 - Смерть черножопым! - откликнулись рядом».

Культовый писатель стрижен наголо. Его могучие кулаки набиты до мозолей. Дмитрий Нестеров не желает фотографироваться. Его не греет литературная слава. Литература - только этап в его борьбе.

Их творчество - инфантильное и графоманское - является всего лишь сопутствующим продуктом жизнедеятельности, - говорит о деятелях фашистской культуры искусствовед Александр Панов. - Они агрессивны, у них есть реальный враг, причем не абстрактный “мировой капитал” или “вселенский ростовщик”, а чернокожий студент, смуглый торговец с рынка. Они не ощущают себя сверхчеловеками или аристократами духа, как фашиствующая богема 40-х. Они не противопоставляют себя массе, а готовы слиться с ней во время уличного погрома. И потому их музыка, их романы, их стихи опасны, ибо слишком понятны и востребованы».

«Как можно меньше думай.

Как можно больше бей.

Обрезком арматуры

И звеньями цепей.

Побольше в кружки пива,

А голову - под ноль!

Мир знает только силу.

Мир верит только в боль».

Это стихи Сергея Яшина («нордический Маяковский», «праворадикальный поэт №1»), они войдут в сборник ультраправых поэтов, который готовит к публикации Илья Кормильцев, главный редактор «Ультра-культуры». Кормильцев - автор звездных текстов группы «Наутилус Помпилиус» - не фашист, он просто считает, что запрещать художественные произведения нельзя.

Собственно, первыми к теме фашизма в своем творчестве обратились не поклонники фюрера - эти начали творить в 90-е, - а московские концептуалисты во время перестройки, рассказывает Александр Панов. Художник Константин Звездочетов написал серию картин «Колхоз гестапо», в которой гитлеровцы, изображенные в стиле карикатур из «Крокодила», поднимают российское сельское хозяйство. Писатель Владимир Сорокин сочинил текст «Месяц в Дахау», главный герой которого проводит свой летний отпуск в концентрационном лагере, причем действие происходит в 1990 г. А писатели Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев выпустили эпопею «Мифогенная любовь каст» - это альтернативная история Великой отечественной, в которой действуют герои сказок (Карлсон - за немцев, а Лисичка-сестричка - за наших).

«Несмотря на явный эпатаж, все эти эксперименты вполне безобидны, - говорит Панов. - Но “истинные” и “концептуальные” фашисты, при всех их различиях, породили в России моду на фашизм. И вот уже поп-дива Ирина Аллегрова позирует для известного глянцевого журнала в нацистском прикиде. Она не просто эпатирует общество, а, повинуясь чутью, хочет нравиться, быть востребованной. И это у нее получается. Если кожаный плащ рейхсфюрера со свастикой на рукаве опять становится новинкой сезона, то дела наши плохи. В обывательских головах и на гламурных страницах бродит призрак фашизма».

Обмен идеями между фашистами и гламуром идет в обоих направлениях. Недавно возник уникальный жанр - «гламурный фашизм». Автор термина - Шляхтич (иначе он не представляется). Шляхтич объясняет, что глянец и учение Гитлера-Муссолини отлично дополняют друг друга: «Гламур - это эстетическая идеализация образа, когда внешность доводится до символизма. Фашизм- это эстетическая идеализация внутреннего мира и состояния ума».

У Шляхтича больные зубы, нездоровая кожа и грустный взгляд. Он замечает свастики в трещинах керамического пола кофейни, где мы сидим, в эмблеме фирмы на рубашке корреспондента Newsweek. Минувшей зимой он создал Интернет-сайт под названием «Гламурный фашизм». И - повалило. «Модники» и «сетевые» фашисты стали скидывать на сайт картинки. Пупс со свастикой на рукаве, голые садо-мазо девицы с хлыстами в эсэсовских фуражках, плакат: Гитлер поздравляет детишек с новым 2006 годом, пропагандистский рассказ времен Второй мировой про солдата Дитриха, который пять советских танков поджег... Обитатели сайта «Гламурный фашизм» называют Гитлера Дедушкой. Он не умер, а бежал на подводной лодке в белую страну Антарктиду. Там и живет до сих пор в ледяном замке.

Все это было придурковато, а местами забавно. Но лидер движения «Наши» Василий Якеменко воспринял творчество гламурфашистов всерьез. И написал предисловие к книге «Гламурный фашизм», вышедшей в июне этого года: «В книге собраны цитаты российских псевдопатриотов, радикальных националистов, ультралибералов, занимающихся эстетизацией фашизма и пропагандой фашистского гламура. Фашизм преподносится в формате глянцевого журнала. Это крайне опасная для России тенденция: с уходом из жизни старших поколений возникает опасность потери исторической памяти - глянцевый эсэсовец Дитрих внешне кажется на порядок “эстетичнее” грязного пехотинца Вани».

«Я знаю историю создания этой книги, - говорит издатель Илья Кормильцев. - Ее задумали еще прошлой осенью в главном идеологическом управлении Кремля. Они искали врага и нашли его. Объявили ему войну и тем самым придали значимость этому дурацкому, несерьезному гламурному фашизму. Вот теперь гламурный фашизм действительно станет популярным в России».

Шляхтич радуется неожиданной славе: «Нас заметили в Кремле!» Другой сайт Шляхтича называется «Маленький фюрер» - для детей. «Здравствуйте,мои маленькие читатели. Сегодня я хочу объяснить вам смысл нацизма, фашизма и расизма. Яобъясню вам это на примере яблок». Дальше дитя объясняет своей маме, что нельзя выбрасывать гнилое яблоко, что все яблоки равны, а всякий выкидывающий гнилой плод - фашист. И неожиданный финал: «Если тебя спросят, почему ты нацист, - отвечай, что жиды и остальные плоды природы вам ПРОСТО не нравятся». Впечатление такое, что писал это подросток с нестандартными умственными способностями.

Писала Заштопик - 15-летняя школьница. Зовут Катя, но предпочитает кличку. На встречу в метро приезжает во всем черном. На куртке большой красный крест, на черной бейсболке - totenkopf, мертвая голова. Черный вязаный шарф - по самые глаза. Она сидит на корточках и рисует картинки - девчонки со свастиками. Два года назад Катя Заштопик училась в международной христианской школе. Балуясь на перемене, выдрала клок волос у чернокожего мальчика. Победа ее вдохновила, она до сих пор хранит клок черных волос. Вскоре после этого случая она нашла сайт «Маленький фюрер», познакомилась со Шляхтичем и попала в гламур-тусовку. Там встретила ребят из НСО, они свели ее с Дмитрием Румянцевым, и Заштопик решила стать НС-девушкой. По молодости лет в партию ее не берут. Но Заштопик хочет казаться взрослой и рассказывает всем, что у нее есть белые шнурки.

Обратный путь с базы НСО в город кажется короче. Дмитрий Румянцев продолжает в машине разговор, начатый на базе:

 - Чтобы привить обществу идеалы национал-социализма, необходимо искусство. Потому что мою пропагандистскую статью в Интернете могут прочесть десятки людей, а на концерт группы «Молот» приходят сотни. Диски наших бардов слушают тысячи. Вот почему мы привлекаем творческих личностей.

Сам Румянцев впервые проникся эстетикой национал-социализма, посмотрев фильм «Семнадцать мгновений весны». Тогда, после премьеры сериала на советском телевидении, все мальчишки в школе приветствовали друг друга, вздымая правую руку. Штандартенфюрер Штирлиц влюбил тогдашних мальчишек в черный китель со свастикой. Волшебная сила искусства.

 - Мужчины, можете снять шапки, - говорит водитель, - мы в Москве.

Правее некуда

В России примерно 20 праворадикальных организаций – из тех, что постоянно на виду. Количество членов часто зависит от фантазии лидеров. Численность самых крупных организаций – не более 200 членов, не считая кандидатов в члены и сочувствующих.

1. Черносотенцы. Называют себя национал-патриотами. Их символы – православный крест, царская семья. Борются с евреями и лицами нерусской национальности. Исповедуют православие. Типичная организация – «Православные хоругвеносцы».

2. Стыдливые фашисты. Не любят, когда их так называют, сами себя именуют национал-патриотами. Символы – свастика, Гитлер, Муссолини. Борются с евреями и лицами нерусской национальности. Исповедуют православие. Типичная организация – Русское национальное единство (РНЕ).

3. Фашисты. Так себя и называют. Символы – свастика, Гитлер. Борются с врагами белой расы. В вопросах вероисповедания индифферентны. Типичная организация – Национал-социалистическое общество.

Скинхеды в цифрах

60 000 - 65 000 российских «скинов» не имеют единой организации, это группировки от 3 до 10 человек в каждой

Символические числа:

88 – hail Hitler (h -- восьмая буква германского алфавита).

18 – Adolf Hitler.

14 –четырнадцать слов, принадлежащих американскому расисту Дэвиду Лэйну: «We must secure the existence of our people and a future for White children» – «Мы должны сохранить существование нашего народа и будущее для белых детей».

Белые шнурки в черных башмаках-гриндерсах – «я участвовал в убийстве».

По данным информационно-аналитического центра «Сова», с начала 2006 г. на территории России от рук скинхедов погибли 19 человек, 166 получили ранения. Наибольшее число преступлений на почве национальной ненависти совершено в Москве и Санкт-Петербурге. В прошлом году, по данным правозащитников, в результате расистских нападений в России погибли 33 человека, пострадали 388.

 

Оцени статью:
1
2
3
4
5
Средний балл - 0 (оценок:0)