Мнение: «История с посадкой самолета опять приобрела неприятную для белорусских властей актуальность»
Телеграм-канал Письма к дочери — новой череде скандалов.
Что ты ни делай, а не задалось у белорусских властей с внешней политикой. Уже и внешней политики этой давно не осталось, а все равно с ней сплошные проблемы.
Причем даже в тех местах, где все, кажется, давно уже успокоилось. И даже после того, как умышляющих недоброе удалось обойти лихим финансово-дипломатическим маневром.
Вот кому, скажи на милость, была интересна уже история с этим самолетом, который западные спецслужбы провокационно посадили в Минске, чтобы вытеснить «Белавиа» с мирового рынка авиаперевозок? Полгода же прошло. Уже и не вспоминал никто. Только в Минске регулярно злорадствовали клеветникам что «нету у вас аргументов, против нашей непреклонной позиции». В смысле что доклад не публикуют потому, что в нем не хватает доказательств для обвинения белорусских властей в случившемся.
Практической пользы от этого злорадства было немного, потому что «Белавиа» все равно уже вытеснили откуда хотели. Но оно же приносило хотя бы моральное удовлетворение. А нынче настали такие времена, когда моральное удовлетворение геополитических комплексов дорогого стоит.
И после того, как все успокоились и расслабились, NYT нанесла коварный удар в спину, и опубликовала показания белорусского авиадиспетчера. А польская безопасность подтвердила, что он действительно все это показал, и что посадка самолета носила характер специальной операции белорусского КГБ.
Так что история с посадкой самолета опять приобрела неприятную для белорусских властей актуальность.
Но самая неприятная история как раз сейчас разворачивается все-таки на северном, так сказать, фронте геополитической активности. Потому что там белорусские власти провели хитроумную финансово-дипломатическую спецоперацию, которая, казалось, имела все шансы на успех.
Беларуськалий оплатил декабрьский транзит авансом, за день до введения американских санкций. И после этого белорусские власти сидели ровно, надеясь, что после 8 декабря транзита никто не заметит. А для отвлечения внимания рассказывали про преимущества северного морского пути.
Но оказалось, что вагоны с удобрениями слишком заметны, чтобы их можно было игнорировать. Так что в Литве случился маленький политический скандал. И даже если литовское правительство не придумает надежные «правовые основания» для расторжения контракта в декабре, то вряд ли кто-то захочет продлевать транзитные отношения дальше. А, согласись, лишние три недели калийного экспорта не могут решить проблемы суверенной демократии.
До политического скандала сторонники прагматичных взаимоотношений могли приводить в свою пользу аргументы про экономическую целесообразность. А сейчас, когда специфические обстоятельства продления контракта, стали объектом публичных дискуссий, эти аргументы и их сторонники, получается, немножко дискредитированы.
И политический скандал, как водится в этих разнузданных демократиях, может перерасти в что-нибудь антикоррупционное. Так что выходит, что до спецоперации по продлению контракта шансы на сохранение калийного транзита в среднесрочной перспективе были все-таки выше.
Читайте еще
Избранное