Мирей Мюссо: Угрозы Лукашенко не могут иметь никакого влияния на политику ЕС

Что не устраивает международных наблюдателей? О чем говорили Хавьер Солана и Александр Лукашенко? Почему Франция сомневается в целесообразности участия в строительстве АЭС? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Франции в Беларуси Мирей Мюссо информационному агентству «Интерфакс-Запад».

«Я не понимаю, почему здесь 7 человек из 10 ничего не знают о своих кандидатах»

- Госпожа Посол, белорусские власти выполнили ключевое условие ЕС - освобождение Александра Козулина и других, заключенных, по оценке Евросоюза, по политическим мотивам. Открыт офис Еврокомиссии в Минске. Когда же ожидать шагов по улучшению отношений со стороны ЕС?

- Европейский союз очень приветствовал освобождение политических заключенных. Мы считаем, что это был очень важный жест со стороны белорусских властей. Мы также надеемся, что в Беларуси никогда больше не будет политзаключенных.

Какие бы ни были разногласия между правительством и оппозицией - это не оправдание. В такой культурной, развитой стране, как Беларусь, таких прецедентов не должно быть.

В Беларуси должна существовать свобода высказываний. Это одна из основных демократических свобод. И у оппозиции должна быть возможность высказываться, организовывать различные мероприятия, и это никак не должно преследоваться.

Это был первый важный шаг, и мы надеемся, что отношения с белорусскими властями будут развиваться в данном направлении.

Второй важный шаг - это, конечно же, выборы. Мы искренне надеемся, что выборы пройдут демократично. Конечно, мы не можем ожидать, что с первого раза все улучшится, но надеемся, что будет сделан значительный прогресс на пути демократии.

- Как вы оцениваете избирательную кампанию?

- Мы констатировали наличие улучшений. Первое - это разрешение со стороны белорусских властей на присутствие международных наблюдателей. Мы знаем, что их очень хорошо здесь принимают. Я надеюсь, что они свободно и в полном объеме смогут делать свою работу. В день выборов они будут наблюдать за прохождением голосования. Цель их работы - также смотреть, как производится подсчет голосов.

- Есть ли факты препятствия работе международных наблюдателей?

- Наблюдатели отмечали, что в определенных регионах у оппозиции не было возможности встречаться со своим будущим электоратом или же они не могли свободно раздавать свою агитационную продукцию.

Даже в городах не все люди знают, какие кандидаты у них в округе. Это связано с тем, что к ним не поступает никакая информация. В Западной Европе эта информация доступна всем: в городах и селах, в каждом квартале стоят информационные стенды, на которых вывешены фотографии всех кандидатов, их программы. Любой избиратель в любое время может ознакомиться с любой программой. За 15 дней до выборов каждый избиратель получает полный пакет, в котором содержится информация обо всех кандидатах.

- То есть вы видите недоработки организаторов выборов? Должны ли они активнее, агрессивнее вовлекать население в избирательный процесс?

- Речь не идет ни о какой более агрессивной организации. Но я не понимаю, почему здесь 7 человек из 10 ничего не знают о своих кандидатах.

- Может быть, им просто не интересно, может это свидетельствует об их отношении к парламенту, как к несущественной ветви власти?

- Это обязанность правительства - информировать избирателей, а не избирателя - искать информацию. Во Франции каждые два-три года проводится проверка избирателей в списках, а накануне выборов граждане получают приглашение на участки и необходимую для избирателя информацию, не агитацию за того или иного кандидата, а информацию о выборах.

Беседуя с людьми здесь я узнаю, что многие не получали такого приглашения, многие не знают, какие кандидаты баллотируются. В избирательной кампании это относится к не совсем нормальным явлениям, и международные наблюдатели обязательно обратят на это внимание.

«Мы не требуем ничего невозможного»

- Нужно ли дать возможность кандидатам самим участвовать в финансировании избирательной кампании, сделав, таким образом, избирательную кампанию более яркой и интересной?

- Организация выборов - это обязанность государства. Именно государство должно всем этим заниматься, находить средства на данную кампанию.

Во Франции основные моменты выборов лежит на плечах государства. Также государство выдает кандидатам определенные суммы денег на встречи с электоратом, на распечатывание программ. Возможно использование дополнительных средств, но всем устанавливается единый лимит. По завершении кампании государственный совет проводит подсчеты и смотрит, сколько было потрачено средств и на что.

- Некоторые представители оппозиции прекратили участие в выборах. Насколько бойкот является продуктивным?

- Я не люблю слово оппозиция - это представители политических партий, которые не соглашаются с властями о курсе развития страны.

Проблема была в том, что было зарегистрировано мало кандидатов от политических партий и мало представителей партий в избирательных комиссиях.

Что касается бойкота - мы не поддерживаем эту идею. Но большинство кандидатов, которые прекратили участие в избирательной гонке, сделали это из-за того, что очень слабо была представлена оппозиция в избирательных комиссиях.

Во Франции в момент подсчета голосов государство обеспечивает присутствие представителей от разных партий на избирательных участках. Они подписываются в протоколе подсчета голосов избирателей. Это означает, что они согласны с подсчетом голосов. Но если в комиссиях нет представителей иных партий, кто же выразит свое согласие или несогласие?

Мы просили ЦИК, чтобы после подсчета голосов, перед тем, как протоколы будут отосланы в избирательную комиссию, результаты на каждом участке сразу же были афишированы. Так делается во Франции даже в самом маленьком кантоне. Это характерная черта любой демократичной избирательной кампании.

- Согласился ли Центризбирком?

- Мы не знаем. Это было пожелание, но мы надеемся, что так будет.

- Оппозиция упрекает Евросоюз в заигрывании с белорусскими властями, в том, что Европа готова закрыть глава на существующие нарушения. Это справедливый упрек? Вы заигрываете?

- Мы ни с кем не играем. Мы просто хотим, чтобы выборы в Беларуси проходили как в любой демократической стране. Беларусь - это часть Европы, и ее жители имеют такое же право на демократию, как и жители любого другого государства.

- О чем в среду говорили по телефону Хавьер Солана и президент Беларуси?

- К сожалению, меня там не было. Но я знаю, что г-н Солана подтвердил, что есть определенные улучшения и выборы будут показателем для дальнейшего развития отношений.

- Недавно Александр Лукашенко заявил, что если и эти выборы не будут признаны, то Беларусь прекратит всяческие переговоры с Западом.

- Мы живем не в эпоху Советского Союза, поэтому данные высказывания, угрозы не могут иметь места. Они не могут иметь никакого влияния на политику ЕС.

Именно Беларусь должна показывать, что были сделаны усилия в проведении демократичных выборов. Мы все знаем, что такое демократичные выборы. Мы не требуем ничего невозможного и белорусские власти должны решить, будут ли они предпринимать то, что мы рекомендуем.

«Мы хотим показать французским бизнесменам, что в Беларуси есть сектора экономики, которые имеют хороший потенциал»

- Возможно ли возвращение Беларуси в Генеральную систему преференций ЕС? Зависит ли это от признания выборов?

- Ничего общего с выборами это не имеет. Речь идет о соблюдении Беларусью обязательств в рамках Международной организации труда. Как только будут соблюдаться эти обязательства, можно будет говорить о снятии ограничений.

- Готова ли Франция принимать участие в тендере на строительство АЭС в Беларуси?

- Насколько я знаю, тот тип реактора, который хотят строить в Беларуси, не совсем похож на те АЭС, что строит компания Areva. Можно участвовать в тендере в том случае, если условия тендера соответствуют твоим возможностям. Если АЭС, которые строит Areva не соответствуют планам белорусских властей, какой смысл участвовать в тендере?

Но хочу подчеркнуть, что посольство не вмешивается в данный вопрос, это коммерческие переговоры.

- Как вы оцениваете изменения бизнес-климата в Беларуси? Стал ли белорусский климат более привлекательным для французских инвесторов?

- Действительно, мы смогли констатировать наличие улучшений в экономической сфере, в бизнесе. Я это заметила еще в мае на пятом пленарном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете министров Беларуси.

В Лондоне 18 ноября будет проходить белорусский инвестиционный форум и мы надеемся, что французские предприятия и предприниматели будут принимать в нем участие. В данный момент мы в сотрудничестве с Движением предприятий Франции «MEDEF » занимаемся организацией поездки французских бизнесменов в Лондон. Посольство Беларуси в Париже также принимает участие в подготовке.

Кроме того, мы пытаемся организовать приезд французских предпринимателей и представителей французских предприятий в Беларусь в начале 2009 года. В данный момент мы занимаемся изучением различных секторов экономики, чтобы представить наиболее интересные бизнесменам. Мы хотим показать французским бизнесменам, что в Беларуси есть сектора экономики, которые хорошо развиты, имеют хороший потенциал.

В некоторых регионах Беларуси есть запросы на модернизацию предприятий, это также может заинтересовать наш бизнес.

«В армии Наполеона были белорусы»

- Интересны ли французским туристам Несвижский замок, Березинская переправа Наполеона?

- Туризм относится к отрасли, которую в Беларуси нужно развивать. Особенно это касается отельного бизнеса. Очень бы хотелось, чтобы сюда приехали представители данного сектора.

Что касается Березины, мне кажется, было бы очень интересным создание культурно-исторического центра, где мы смогли бы рассказать правду о том, что действительно приходило в наполеновский период. Надеюсь, в один прекрасный день нам удастся написать одну единую историю Европы, где все будет правдиво.

В прошлом году французским преподавателям вместе с немецкими коллегами удалось написать общий учебник истории. Этот учебник был переведен как на французский, так и на немецкий язык, и теперь им пользуются как во Франции, так и в Германии. Наконец-то у французских и немецких преподавателей будет общая объективная история.

- То есть вы считаете, что советская трактовка войны 1812 года, которая используется в белорусских и российских учебниках, далека от объективности?

- Не следует забывать, что на тот момент в армии Наполеона были не только французы. В ней были представители самых разных наций, даже белорусы. Также и со стороны России были многонациональные войска.

История наполеоновского периода - это очень маленький кусочек истории. Я надеюсь, нам когда-нибудь удастся написать общую историю 20-го века. Это более громоздкая работа, но очень важная.

Еще хочу заметить, что историки на постсоветском пространстве еще не предприняли больших усилий пересмотреть историю коммунизма и историю советского периода в своей стране.

«Я очень хочу, чтобы однажды не было виз вообще»

- Соответствует ли действительности информация о том, что Франция прекратила выдачу бесплатных виз школьникам? Если да, то по каким причинам?

- Выдача бесплатных виз для студентов и учащихся не является общим условием для стран Шенгенского соглашения. Каждая страна, представляющая Шенген, сама выбирает, кому и на каких условиях выдавать бесплатные визы.

От МИД Франции исходила просьба более внимательно относиться к выдаче бесплатных виз. Они должны выдаваться для участия в культурных, экономических, спортивных мероприятий, школьных программах, при молодежных обменах. Но хочу подчеркнуть - ничего не меняется, просто каждый случай анализируется в отдельности.

- То есть обычные туристические поездки школьников будут требовать платной визы?

- На самом деле в нашей политике ничего не меняется. Мы просто более внимательно будем анализировать каждое визовое досье.

- Обсуждается ли вопрос о снижении стоимости виз для белорусов до 35 евро?

- Это решение, если оно будет, будет принято, когда будут соответствующие предпосылки. Это очень сложный вопрос. Должно быть подписано специальное соглашение со всеми странами-участницами. Я надеюсь, что однажды визы станут бесплатными или вообще будут отменены.

Стоимость 60 евро - это не наобум выбранная цена, это затраты на биометрическую визу. Кроме того, эта виза позволяет въехать в 18 стран. Очень часто мы выдаем многоразовые долгосрочные визы, так что цена в 60 евро относительна.

Я очень хочу, чтобы однажды не было виз вообще, но это зависит от развития ситуации в Беларуси и от отношений, который установятся в будущем между Беларусью и Европейским Союзом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)