Общество
Наталья Седун

Минск — первый на планете

Однажды один из создателей атомной и водородной бомбы, разработчик знаменитой «Катюши» академик Яков Борисович Зельдович позволил себе не согласиться с Папой Римским. Это произошло во время аудиенции известного физика у Папы Иоанна Павла II. Когда Зельдовича представили Папе, он неожиданно расстегнул пиджак и вытащил из-за пазухи две большие книги красного цвета. Иоанн Павел II сказал «Спасибо». На что Зельдович воскликнул «Просто спасибо? Да ведь это пятьдесят лет моих трудов».

Папа держал в руках эти две книги красного цвета на протяжении всей встречи. А в конце сказал, что это была одна из лучших аудиенций, которые у него были.

Об этом забавном случае рассказал заведующий кафедрой теоретической физики Римского университета профессор Ремо Руффини, открывая в Минске международную конференцию «Солнце, звезды, Вселенная и общая теория относительности». Много лет назад Ремо Руффини был вместе с Яковом Зельдовичем на том приеме у Папы.

Упоминание о Якове Борисовиче Зельдовиче не случайно — знаменитый ученый и основоположник школы релятивистской астрофизики родился в Минске.

— Конференция в Минске посвящена академику Зельдовичу. В ней примут участие многие из его учеников и близких друзей, — пояснил профессор Руффини.

В ознаменование четырехсотлетия использования телескопа Галилео Галилеем Международный астрономический союз и Генеральная ассамблея ООН объявили 2009 год Международным годом астрономии. Во многом благодаря имени Зельдовича Минск оказался одним из первых городов, в которых пройдут мероприятия, посвященные Международному году астрономии.

Об этом, и о целях конференции, журналистам рассказали директор Международного центра релятивистской астрофизики ИКРАНет, профессор Ремо Руффини, ректор Белорусского государственного университета (БГУ) Сергей Абламейко, декан физического факультета БГУ Виктор Анищик и профессор ИКРАНет Григорий Верещагин.

Профессор Руффини отметил, что Минская конференция — первая в серии событий организованных его центром, которые будут происходить практически по всей планете.

— После конференции в Минске мы отправимся на другое полушарие — в Бразилию, в город Собрал. В этом городе ровно 90 лет назад в 1919 году наблюдалось полное солнечное затмение. Результаты наблюдений послужили одним из первых подтверждений общей теории относительности Альберта Эйнштейна.

После Бразилии мы перемещаемся во Францию, где будет проходить большая регулярная международная конференция Марселя Гроссмана. После Франции мы отправляемся на Восток — в Шанхай, где в октябре этого года будет проведена конференция, посвященная Ксу Куан Чи и Галилею.

Профессор Руффини отметил интересный факт — телескоп, созданный Галилеем, уже через 13 лет был использован в Китае.

Директор ИКРАНет представил светил мировой науки, участвующих в конференции. Среди них — один из ведущих космологов в мире профессор Эйнасто, профессор математики и создатель легендарного решения Рой Керр. Статья профессора Керра, содержащая его решение, процитирована 2 миллиона раз!

Ректор БГУ Сергей Абламейко, отвечая на вопрос журналистов о том, насколько важна астрономия для нашей страны, отметил:

— Год астрономии направлен на то, чтобы помочь осознать роль фундаментальной науки в целом и, в частности, для развития общества, а также вовлечь молодых людей — учеников старших классов, студентов и молодых ученых в научные исследования. Каждый год мы принимаем в БГУ несколько сотен стажеров, ученых, проводятся различные научные мероприятия, всевозможные конференции, просто готовятся научные работы. Много наших студентов и ученых выезжают на стажировки в другие страны, особенно в рамках проектов Европейского Союза. Более 500 ученых принимают участие в различных стажировках, конференциях. Наши физики высоко цитируемы в мире. Белорусская школа физики, созданная теми людьми, к которым принадлежит и Яков Борисович Зельдович, продолжает интенсивно развиваться.

Сергей Абламейко не согласился с утверждением о том, что молодые ученые уезжают из Беларуси.

— Страх перед утечкой мозгов, который был в начале 90-ых прошел, — заверил Абламейко. — Люди уезжают, люди приезжают. Много людей вернулось в БГУ и в Академию Наук, и молодежь вернулась. Существует международная миграция ученых. Но вместе с тем, это не односторонние процессы. Они учатся, приезжают в страну, делают совместные проекты, организовывают конференции.

Декан физического факультета БГУ Виктор Анищик рассказал, что в университете созданы неплохие условия для астрофизических исследований.

— В университете есть обсерватория, но пока, к сожалению, в несколько свернутом состоянии из-за реконструкции главного корпуса, есть хороший телескоп. В БГУ есть НИИ ядерных проблем, НИИ прикладных физических проблем, Национальный центр физики высоких частиц энергии — и это только в БГУ. В Академии Наук больше десятка физических институтов, — отметил декан физфака.

— Основной компонент современной науки — возможность перемещения и общения ученых, — прокомментировал ситуацию профессор Руффини. — Именно с такой целью был создан Центр релятивистской астрофизики ИКРАНет. Это международный центр, имеющий свои филиалы в Италии, Франции и Бразилии, сейчас подобный филиал открывается в Армении.

Директор ИКРАНет не исключил возможность создания филиала Международного центра релятивистской астрофизики и в Беларуси.

— Беларусь рассматривается как вариант, потому что это граница между Западом и Востоком, и все сопредельные страны — Россия, Украина, страны Балтии — могут быть охвачены центром в Минске. Так что надежда есть — резюмировал профессор Руффини.

Так все-таки, насколько же важны исследования космоса? Стоит ли тратить на них столько средств? Об этом рассказал заведующий лабораторией ядерной оптики и космомикрофизики, профессор Виктор Тихомиров:

— Исследования абстрактных и фундаментальных проблем, даже далеких от Земли, на протяжении всей истории двигали человечество к улучшению его благосостояния. И не зря правительства всех стран даже в самые трудные времена поддерживают развитие науки.

Надо сказать, что на разных этапах развития человечества различные области естествознания выходили на передний план. В середине прошлого века, безусловно, физика была лидером — открытие общей теории относительности, специальной теории относительности, квантовой механики, открытие расширения Вселенной, построение теории большого взрыва, обнаружение реликтового теплового излучения, которое дало целостную картину Вселенной — все это стояло на первом плане.

Основные законы физики были открыты, и оставаться в области чисто ядерной физики, искать только там что-то новое уже не удается. Процесс познания сам находит себе дороги. И в настоящее время те, кто раньше занимался ядерной физикой, физикой элементарных частиц, переключаются на исследование проблем космоса.

В последнее десятилетие произошло такое чудесное явление — ученые осознали, что проблемы большого космоса и проблемы в целом всей Вселенной можно связать с физикой элементарных частиц, с физикой фундаментальных взаимодействий. То есть с самым малым, что только может быть в природе — это и есть целостное направление, которое называется космомикрофизикой.

Космос объединен микрофизикой, физикой гораздо меньших размеров.

В космосе встречаются вещества в гораздо большем разнообразии, чем на Земле. Там существует разряженный вакуум и самое плотное состояние вещества, которое только может предсказать наука. Получается, что именно в области астрофизики физические законы изучаются по-настоящему. В земных условиях, взрывая бомбы, создавая самые мощные установки, мы создаем лишь мизерные изменения того, что доступно у нас на Земле. А в космосе человеку доступно все. С одной стороны все, а с другой стороны именно космос позволяет установить пределы того, что доступно — самое маленькое, самое большое, самое плотное, самое горячее — это все есть только во Вселенной. Естественно, изучив в таком максимальном объеме природу и материю в том числе, человек в земных условиях будет легко судить обо всем том, что ему нужно в практических целях.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)