Комментарии
Ярослав Романчук, naviny.by

«Министерство здравоохранения опасно для нашего здоровья»

Вы ошибаетесь, если думаете, что ваше тело принадлежит вам или Богу. В Беларуси право собственности на ваше тело всё чаще предъявляет Министерство здравоохранения. Оно навязчиво и настойчиво расширяет свои права по поводу того, чем человек имеет право лечить себя.

Распорядители государственной монополии на профессию врача и медработника исходят из пяти принципов:

1) невежество населения (люди не в состоянии самостоятельно оценить риски и преимущества поставщиков медицинских товаров и услуг);

2) продажность врачей (дай им волю, они продадутся иностранным фармацевтическим компаниям);

3) благородность, добродетель и эффективность чиновников и белорусских государственных производителей медицинских товаров и услуг;

4) безусловность выполнения всеми формальных запретов и приказов правительства (мол, производители и потребители законопослушные и будут строго следовать букве закона (распоряжения, постановления);

5) белорусские производители лекарств и фармацевтических средств не уступают лидерам мирового фармацевтического рынка по качеству и лечебной эффективности своей продукции.

Данные принципы работают разве что в богатом воображении чиновников, которое до сих пор продолжает оставаться под сильным влиянием советских идеологических штаммов.

Складывается впечатление, что Минздрав — это отдельная епархия, которая стоит в стороне от экономических и институциональных процессов в стране. Жизни и здоровье белорусов они отдают на заклание дискредитировавшим себя теориям (импортозамещения, централизованного распределения и контроля над производством и потреблением благ) и грубым коммерческим интересам небольшой группы частных и государственных фармацевтических предприятий.

Минздрав нездрав и безнрав

Министерство здравоохранения Беларуси опасно для нашего здоровья. Оно представляет угрозу для рынка медицинских товаров и услуг. Номенклатурные начальники врачей и медработников разрушают доверие к людям в белых халатах. Вместо разработки и реализации полноценной реформы здравоохранения Минздрав занимается лоббированием далеко не самых высокотехнологичных и современных производителей.

Правительство декларирует необходимость декоммерциализации органов госуправления, чтобы чиновники непосредственно не вмешивались в деятельность производителей товаров и услуг. Минздрав игнорирует этот новый стратегический курс власти.

Этот орган государственного регулирования только увеличивает своё присутствие на рынке медицинских, фармацевтических товаров и услуг. Он дискриминирует одних и стимулирует других. Медицинские начальники навязывают производителям и потребителям медицинских услуг своё представление о норме в выборе лекарств, содержании курсов лечения и их стоимости.

В нарушение прав собственности и инвестиционных бизнес-планов Минздрав занялся регулированием цен на услуги частных производителей медицинских услуг. Заметим, что такие действия нарушают обещания Лукашенко инвесторам не ухудшать условия хозяйствования, которые были на момент начала инвестиционного проекта.

Введение жесткого регулирования цен — это очевидное резкое ухудшение инвестиционного климата в критически важной для Беларуси сфере медицинских услуг. Если бы чиновники оставили этот сектор в покое, позволили бы частному бизнесу работать без вмешательства чиновников, страна могла бы существенно увеличить экспорт медицинских услуг. В этом плане Минздрав является блокиратором валюты в страну.

Начальники людей в белых халатах препятствуют диверсификации белорусской экономики и развитию ее наукоемких секторов. Врачи, ученые-медики способны генерировать высокую добавленную стоимость, оказывать услуги для сотен тысяч потребителей из богатой Европы и Азии. Для этого абсолютно необходимо, чтобы руки менеджеров частных медицинских учреждений были полностью развязаны в отношении таких аспектов производства услуг, как свобода ценообразования, выбор лекарств, методик диагностики, лечения и реабилитации.

Для превращения частных медицинских центров в полноценные драйверы экспорта услуг важно, чтобы они также имели возможность оказывать услуги за удобную и понятную потребителям валюту. Иными словами, конкурентный, современный сектор медицинских услуг находится в «неволе» жесткого регулирования Минздрава и Совета министров.

К сожалению, распорядители чужого не делают общего баланса всех выгод и убытков, в том числе упущенной выгоды, когда принимают скоропалительные решения по регулированию цен, принуждению к лечению белорусскими лекарствами и навязыванию других параметров работы производителей медицинских товаров и услуг.

Минздрав-Цербер и сетевой коммерсант одновременно

Ничто так не разрушает орган госуправления, не подрывает к нему доверие, как гремучая комбинация следующих полномочий: распределять чужие (бюджетные) деньги, заниматься бизнесом и контролировать коммерческую деятельность своих конкурентов.

Первый вице-премьер Матюшевский, первый заместитель министра экономики Заборовский, как основные авторы программных документов правительства, публично заявляли о необходимости ликвидации такого опасного сочетания функций в одном министерстве/ведомстве. Об этом черным по белому написано в проекте закона «О борьбе с коррупцией».

Действия Минздрава убеждают, что начальники этой структуры работают на своей волне, во имя своих узковедомственных, а не национальных интересов. Причем эти номенклатурные мотивы тесно переплетаются с коммерческими интересами белорусских производителей лекарств и медицинских препаратов.

Медицинские чиновники высокомерно заявляют, что им лучше, чем десяткам тысяч врачей и специалистов известно, какими лекарствами и препаратами лечить белорусов. Минздрав превратился в этакий Минторг на рынке медицинских услуг и фармацевтических товаров. Название документа Минздрава № 196 говорит само за себя — «О продвижении отечественных лекарственных средств в организациях здравоохранения». Его выполнение грозит Беларуси целым веером дополнительных издержек и неприятностей.

Министр здравоохранения Жарко приказывает «в каждой организации здравоохранения назначить лицо, ответственное за работу с представителями отечественных фармацевтических предприятий по информированию врачебного состава об отечественных лечебных средствах».

Это большой кусок работы, за который исполнители наверняка потребуют дополнительное вознаграждение. Едва ли затраты на деятельность этих мерчендайзеров будут оплачивать сами производители. Они за счет бюджета получают огромную сеть распространителей своих товаров.

Минздрав распорядился разработать и утвердить планы на 2015 год рабочих совещаний для встреч с представителями фармацевтических предприятий. Более того, Минздрав приказал еженедельно информировать на административных совещаниях, ежемесячных медицинских советах и районных мероприятиях о «вновь освоенных отечественных лекарственных средствах».

Т.е. в рабочее время, вместо того чтобы заниматься непосредственно оказанием медицинских услуг, улучшением качества работы своей медицинской организации, врачи и другой медперсонал вынуждены будут развлекать заезжих коммивояжеров.

Опять же издержки за такого рода «заботу» о коммерческом здоровье небольшой группки белорусских предприятий лягут на плечи налогоплательщиков вне зависимости от того, какими лекарствами и медуслугами они пользуются.

По сути дела, Минздрав стремится превратить широкую сеть больниц и поликлиник в почти бесплатное приложение к коммерческим интересам белорусских фармацевтических баронов.

Руководители медицинских организаций и без того сильно перегружены. Они сами не в состоянии будут выполнять приказ Минздрава. Значит, высока вероятность, что в штате появится отдельный человек, который опять же за деньги бюджета будет на побегушках у фармзаводов и их лоббистов в Минздраве.

Если принять на работу дополнительного человека будет невозможно, значит, главный врач или его заместитель вынуждены будут отложить часть своей работы, чтобы овладеть профессией коммерческого агента. Они должны будут ежемесячно мониторить врачебные назначения при выписке из стационаров, консультативных заключений специалистов, сотрудников кафедр, амбулаторий и поликлиник.

Минздрав также требует проведения учебных семинаров по вопросам продвижения отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке. Руководителям медицинских организаций приказано «принять меры по командированию врачей-специалистов... для участия в учебных семинарах». Это также потребует дополнительных издержек.

Таким образом, вместо полноценной медицинской реформы Минздрав предложил нам опасный суррогат.

В лучших медицинских системах мира внедрены качественные страховые механизмы, расширены возможности выбора, усилена личная ответственность и мотивация производителя медицинских услуг инвестировать в лучшие лекарства, методики лечения и профилактику болезней.

Минздрав идет по пути совмещения мнимой бесплатности здравоохранения с грубым сетевым маркетингом и принуждением к приобретению товаров небольшой группки фармацевтических предприятий.

Фармрынок делят номенклатурные VIP-ы

Результаты импортозамещающей, коммерческой прыти Минздрава боком вылезут белорусам.

Во-первых, вырастет психологическая и моральная нагрузка на врачей. Они постоянно должны будут решать дилемму, лечить лучшим из известного и проверенного на мировом рынке или тем, что навязывает Минздрав. Врачи и без того перегружены. Поэтому многие не станут сопротивляться начальству и просто перебросят ответственность на них. Мол, с нас взятки гладки — нам Минздрав велел лечить только отечественными лекарствами. О выборе потребителя, даже за свой счет, как мы понимаем, речь не идет, потому что приказ Минздрава распространяется также на частные медицинские учреждения.

С другой стороны, падает мотивация белорусских врачей инвестировать в изучение современных достижений фармацевтики, потому что Минздрав наверняка будет против их использования. Депрофессионализация медицины, её изоляция и протекционизм могут подорвать здоровье не одной сотне тысяч белорусов. Отток квалифицированных кадров из медицины нам гарантирован.

Во-вторых, увеличивается угроза расширения оборота «серой» медицины. Медработники будут оказывать услуги не по указке Минздрава, а согласно последним достижениям медицинской науки и фармацевтики. Далеко не все производители таких услуг, как и лекарства, которые они предлагают, чистоплотны. Поле для игры шарлатанов резко расширяется. Минздрав сам подталкивает врачей и пациентов к неформальным связям.

В-третьих, выросла угроза от деятельности белорусских фармацевтических производителей-олигополий. Они включились в борьбу не с мировыми лидерами по производству лекарств, а с производителями таких же дженериков, которыми завалены рынки России, Украины и даже Восточной Европы. По сути дела, Минздрав является своеобразным советом директоров одного монополиста. Чиновники расчищают рынок для своих коммерческих партнеров.

Нет сомнения, что медицинское начальство будет в шоколаде. Контролировать рынок емкостью более миллиарда долларов — это золотое дно. Судя по резкой активизации деятельности Минздрава, в этот рынок решили вложиться очень влиятельные люди.

Жесткое ценовое регулирование, в том числе частных медицинских организаций, принуждение к покупке отечественных товаров есть не что иное, как номенклатурное рейдерство по переделу рынка медицинских услуг и лекарственных препаратов.

Номенклатурные VIP-ы устанавливают новые правила игры. Они хотят заставить иностранных производителей работать на белорусском рынке через них. Высока вероятность, что они между собой договорятся. Слишком высока маржа прибыли в фармацевтике.

А вот здоровье обыкновенного белоруса остается разменной монетой в игре за большие деньги распорядителей чужого и фармацевтических баронов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)