Лица
Елена Васильева, mag.relax.by

Минчане о том, зачем они раздеваются публично

Чем горячее выходные в Минске, тем больше не только людей в аквапарке, но и штрафов нудистам.

Считается, что вид обнаженной натуры в общественном месте травмирует окружающих ровнехонько на сумму от двух до тридцати базовых величин (360 000 — 4 800 000 рублей) — именно столько платят нудисты на неофициальном пляже Минского моря. Каждые выходные здесь составляют 5–7 протоколов. Relax.by поговорил с минчанами, для которых обнаженка — не порок, но искусство, способ заработка и творческой реализации.

Нудисты Минска заселили небольшой пляж на Минском море больше двадцати лет назад. С тех пор они предаются радостям жизни в стиле ню каждое лето, невзирая на штрафы и под беспристрастным взглядом ОМОНА, оные штрафы выписывающего.

— Я — сторонник философии натуризма. Натуриста открыл в себе в 2003 году на российском побережье Черного моря, на диком пляже, до которого нужно было идти пешком четыре километра от поселка Большой Утриш близ Анапы. Я вдруг увидел рай! Голубые лагуны, прекрасная галька, обрыв к морю, а на нем чудесный реликтовый можжевеловый лес, водопад из пресной воды, солнце, садящееся в море на закате. И прекрасные обнаженные люди шли навстречу. Там их мало, но они прекрасны.

Я пришел в это место из любопытства, но ощутил, что вот он, смысл, здесь и сейчас, в этом глубинном переживании текущего момента. И впервые в жизни доверился морю и солнцу — полностью обнаженным.

Общество, к сожалению, инертно, но и здесь наблюдается трансформация. Беларусь — европейская страна географически, исторически и ментально. Остается надеяться, что и наше общество пройдет свой путь к уважению мнения другого.

Я редко сталкивался с блюстителями порядка. Заранее стараюсь предугадать конфликтные ситуации и предотвратить их, например встать пораньше и искупаться голышом в озере, пойти в такое место, где нет людей или воспользоваться нудистским пляжем на Минском море. Это единственный нудистский пляж близ Минска, который я знаю. Правда, там сейчас возник конфликт: раньше он был диким, о нем знали немногие, а сейчас людей гораздо больше. Мне кажется, такие пляжи должны быть у каждого крупного водоема Беларуси. Соседняя Литва вот прославилась ими на Балтийском море. А мы что, хуже?

Человек вышел из природы, мы — часть ее, и она нам как мать. Мы растем среди природы, в самые прекрасные моменты жизни соприкасаемся с ней. Она вокруг нас: это и бег босиком по траве, и походы в лес и к озерам. А погружение в воду без одежды создает единство человеческого тела и моря.

Александра Матвеенко, модель ню

— Первая моя ню-съемка была идеальной, правда полностью обнаженной натуры не было — позировала в прозрачной одежде. Все вышло немного спонтанно, я не подозревала, насколько прозрачна одежда и что в итоге выйдет ню.

Психологически я не готовлюсь к съемке. В любом случае будешь себя чувствовать немного некомфортно, а то и очень дискомфортно, если снимаешься впервые. Потом намного проще.

Мне в первый раз было легко, потому как сама увлекаюсь фотографией и отношусь к этому ответственно. Для меня важно было сделать так, чтобы фотограф получил хороший материал, снимки, которые его вдохновят. О каких-то своих зажимах старалась не думать.

Если мне пишет фотограф и предлагает ню-съемку, первым делом смотрю его портфолио. Если мне не нравится материал, отказываюсь от съемки. Если же портфолио меня устраивает, то продолжаю вести беседу, уточняю моменты. Решение принимаю исходя из беседы: если переписка начинает выходить за рамки, прекращаю общение. К сожалению нередко «фотографы» пытаются развести девушек на подобные съемки. Проверить их можно наличием реального портфолио — многие пытаются выдать за свои снимки известных мастеров. Можно также написать модели, с которой фотограф работал.

С теми, с кем я работала над ню, у меня хорошие отношения. Это прекрасные люди, у многих есть свои семьи. Они говорят с тобой на отвлеченные темы, и ты вскоре просто забываешь о том, что тебя снимают. Правда, случались и курьезы. Есть фотографы, к которым я готова прийти еще раз, и есть те, к кому я больше не пойду.

Сейчас я буду рассуждать как фотограф: не все хотят снимать мужское ню. Во-первых, популярно все-таки женское, во-вторых, девушки более эстетично смотрятся в кадре. Некоторые мужчины хотят заполучить себе снимки ню, но их не особенно рвутся снимать.

Чаще всего фотограф самостоятельно продумывает концепцию съемки, у него есть идея-образ, которую именно со мной он хочет воплотить. Но вообще это командная работа. Нет ничего лучше, чем взаимная заинтересованность в результате. Моя лучшая съемка — самая первая. Работала целая команда: фотограф, визажист-парикмахер, костюмер. Некрасивых снимков просто не могло получиться. Была хорошая атмосфера, играла музыка, которая помогла создать нужное настроение и отразить его на снимках. Из студии я вышла уставшей и счастливой.

Бывает, знакомые меня осуждают. В ход идут известные ханжеские аргументы: что ты потом будешь детям говорить, ты же нормального парня не найдешь, как твои родственники реагируют... В моих снимках нет чего-то ужасного, что позволило бы называть меня девушкой легкого поведения. Я работаю, я люблю свою маму, у меня прекрасные отношения с людьми, я не наркоманю и не хожу по клубам, и чаще всего в десять вечера я сплю. Жаль, что многие замечают только твое обнаженное тело — и больше ничего.

Василиса Полянина-Календа, художник, автор и одна из моделей фотоинсталляции «Вада як сама»

— Наши комплексы — от камерности страны и множества запретов. Мы не можем раскрепоститься, осознать, что в обнаженном теле нет ничего противоестественного — напротив, совершенно нормально находиться в том облике, в котором ты рождаешься. Надеюсь, через несколько десятков лет и у белорусов появится осознание того, что стесняться своего тела не стоит.

В Европе давно пришли к пониманию человека свободного, который имеет право слова и право выбора. Там проводятся выставки, когда откровенность граничит с порнографией, которая в контексте искусства все же не воспринимается как нечто смелое. Европейцы раньше пришли к пониманию того, что выражение своих идей любыми инструментами — это хорошо.

При создании инсталляции передо мной стояла задача оформить все в контексте натуральности природы, ведь вода — ее часть. Тело человека прекрасно, и я выбрала его как оптимальный инструмент для реализации идеи. К тому же девушки на фото задумывались как ундины, так что облачать их в одежду было бы достаточно абсурдно.

Нужно признать, не все модели согласились на эту съемку. На фото видно, что девушка в черной воде облачена в целлофан, но мне и не хотелось ее раздевать — это не соответствовало концепции. Впрочем, в процессе работы она очень раскрепостилась, и я поняла: если бы нужно было, она бы согласилась и на съемку ню.

При работе с обнаженной натурой нужно соблюдать одно правило: если есть необходимость показывать неприкрытое тело, это следует оговорить заранее. Некоторые девушки этого пугаются, но, когда объясняешь им идею, все вопросы отпадают, и они раскрепощаются.

Мои натурщицы в основном женщины, просто потому что на данном этапе мне ближе такая форма художественного выражения. Но в эпоху Возрождения ценились именно мужские формы и женщину рисовали с мужской натуры.

Анна Кравцова, модель ню

Фото: Евгений Ерчак

— Первая моя съемка ню прошла зимой на природе: было страшно, холодно и волнительно.

Правил, как готовиться к ню-съемке, нет. Тут главное — понять, хотите ли вы на самом деле попробовать себя в данном жанре. Чтобы потом не было обвинений в сторону фотографа — никто никого не принуждает. И помните: ваше тело во все времена считалось эстетичным, мужчины всегда восхищались его красотой.

В формате time for print, то есть бесплатной съемки из чистой любви к искусству, я сейчас я сотрудничаю только с профессионалами. Любая модель начинает работу с этого, и здесь уже важно выбрать хорошего фотографа. Ориентироваться советую на его портфолио.

Отношения модели и фотографа так же сложны, как и у коллег на любой другой работе, только тут вы творите красоту и нужно не только полагаться на мастера, но и проявлять инициативу. Фотографы тоже люди, и они прекрасно понимают, что раздеться перед камерой и сразу идеально позировать сложно даже модели с опытом. Важно говорить друг с другом в процессе съемки. Часто музыка помогает расслабится — не зря многие просят приносить на съемку любимые композиции.

Если девушка все-таки решилась на съемку, лучше идти одной и не брать с собой парня, мужа, сестру или подругу: это будет отвлекать и ее саму, и фотографа. Не бойтесь отказать, особенно если вы начинающая модель и при разговоре человек не вызывает у вас доверия. В моей практике было много лжефотографов, которым я говорила нет. Порой сложно понять, на самом ли деле фотограф тебе пишет в соцсетях. Я обычно спрашиваю профессионалов, знают ли они такого. Раньше редко отказывалась фотографироваться — набиралась опыта, сейчас же работаю в основном на коммерческих условиях.

Обнаженная натура всегда будет привлекать внимание, сколько бы лет ни прошло. И всегда найдутся люди, которым подобное искусство будет не по душе. Я спокойной отношусь к мнению таких людей — у каждого свои взгляды.

Вячеслав Иноземцев, художественный руководитель и режиссер театра «ИнЖест»

— Важно, как зритель понимает театр и чего ждет от него. Разумеется, если ты идешь смотреть классический балет Петипа или оперу, обнаженная натура неуместна. А есть современные формы театра, которые делают возможным все. У меня нет специальной задачи раздеть актера, но я работаю с пластическим театром, главный материал в котором — тело.

Много раз мы сталкивались с осуждениями. Порядка десяти лет назад случился легендарный эпизод: зрительницу возмутил наш спектакль «ДК ДАНС», который игрался тогда в Театре эстрады. Кто-то возмущался, другие восхищались, но нашелся человек, который изложил свое мнение официально на бумаге, отправил ее в Министерство культуры — и начались санкции. Спектакль долгое время невозможно было ставить на многих сценах Беларуси — нам вежливо отказывали.

Самое интересное, что подобное мнение возникает не только у старшего поколения и начальников разных рангов, которые предсказуемо всего боятся — у них работа такая. У молодежи те же внутренние ступоры, зажимы на генном уровне. Восточнославянская культура достаточно ханжеская.

Для актера важно быть готовым к обнаженной роли, уметь воспринимать свое тело и слушать его. Заставлять неподготовленного человека раздеваться и ждать, что он тут же раскрепостится, нельзя. Наш театр проводит тренинги — с первых дней актер учится слушать свое тело.

Готовность артиста к обнаженной роли зависит от того, разделяет ли он идею спектакля. Если да, не важно, что нужно делать: мы раздеваемся, горим, падаем с большой высоты, кувыркаемся в грязи. То, что для человека в обычной жизни является чем-то неприятным, в сфере искусства преображается. Твое тело уже не просто бытовое явление, но объект искусства.

Испытаю ли я удовольствие, если выйду на улицу, разденусь и вываляюсь в грязи? Разумеется, нет. Но когда это переосмысленный акт искусства — совсем другое дело. Тогда речь не просто о теле, но о мембране между космосом и социумом. Нас часто упрекают: «Зачем шокировать зрителя?» А что с ним делать? Ведь театр — это и есть шок, потрясение.

Янина Гурская, натурщица

Фото: Maxim Shumilin

— Позировать предложили знакомые студенты Академии искусств. Обычно в натурщиках оказываются женщины в теле, но мне сказали, мол, ты молодая, красивая, приятно было бы тебя рисовать.

Дискомфорта не испытала: я знала всех в группе, к тому же поначалу там были одни девушки. Вскоре меня начали приглашать позировать другие художники, меня это не смущало. Сложно только долгое время сидеть в неудобной позе. Разумеется, есть перерывы, можно шевелиться, но, если ответственно подходишь к работе, стараешься держать позу.

Это не было работой для меня — скорее просто интересный опыт. Я сама училась в художественной школе, и мне хотелось вернуться в эту среду. Художники по отношению к натурщицам ведут себя максимально корректно: ни преподаватель, ни студент не имеют права прикасаться к натуре, все объясняют на словах.

Зарабатывать на этом невозможно: ставка очень маленькая. Хотя я знакома с людьми, которые занимаются только позированием. Но мне через какое-то время стало скучно, я прихожу и позирую два-три часа в день. Какое-то время ты витаешь в своих мыслях, но вскоре это надоедает.

Инга Масина, профессиональная модель

Фото: Анастасий Михайлов

— Моя первая съемка прошла у фотографа, который нынче довольно популярен в Беларуси. Для него это был первый опыт в новом жанре. Сейчас я считаю, что обнаженная натура — это естественное состояние, человек прекрасен своей свободой.

Фотографа выбираю в первую очередь по его работам: они должны быть интересными, рассказывать историю. Стараюсь сразу завязать разговор, чтобы понять, будет ли мне приятно общаться с человеком. Не согласилась бы работать в жанре ню с людьми, которые прикрываются фотоаппаратом, чтобы соблазнить девушку. У меня был опыт совместных фотосессий с парнями: они всегда стеснялись.

Безусловно, я часто сталкиваюсь с осуждением общества. На мой взгляд, оно возникает оттого, что нам веками прививали мысль о постыдности наготы. Мои знакомые меня не осуждают — их скорее удивляет моя деятельность.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)