Минчане борются с чиновниками против отселения

«Комсомолка» уже несколько раз писала о том, что минчан из престижных домов в центре города отселяют на окраины. Сегодня мы продолжаем публиковать рассказы читателей о том, как отселяют жильцов в Минске.

Улица Козыревская: «Нас выселяют в квартиру туберкулезника!..»

80-летняя Татьяна Бачило, которая уже 54 года живет в частном доме, от сложившейся ситуации только плачет.

- Дом, который после войны построил мой муж, решили сносить и строить девятиэтажку, - рассказывает Татьяна Васильевна. - А я инвалид по зрению, доктор прописал жить не выше третьего этажа. Я чиновникам эту справку дала, а они вначале предложили девятый, потом 14-й, а потом 13-й.

Вначале Ленинский районный, а затем городской суд постановил, чтобы семья Бачило переехала в квартиру по улице Федорова, на первом этаже.

- Мы поехали туда смотреть, а соседи говорят: здесь туберкулезник жил, - охает женщина. - Выяснилось, что квартира эта была социальная, предоставлена по тяжелой форме заболевания. Санстанция ее никак после него не обрабатывала - не было заявки. Да и состояние квартиры плачевное: сантехника, плита - все старое…

Несколько дней назад семью Бачило уже собирались выселять силой. Но заболел внук, и выселение отсрочили до конца месяца. Бачило в поисках справедливости собираются дойти до Верховного суда.

Улица Планерная: «А они хоромы понастроили!..»

Улица Планерная находится на берегу Свислочи, недалеко от Московского автовокзала. Две недели назад появилась информация: людей отселили, дома снесли. Но читатели нашего сайта KP.BY возмутились: люди еще живут там и не все хотят переезжать!..

…На Планерной в тридцати метрах от реки стоит десяток домов. Здесь и добротные коттеджи, и разваливающиеся хатки. Навстречу по улице идет хозяйка старенького домика со ставнями и верандой.

- Я, например, очень довольна переселением, - говорит Надежда Васильевна. - Дом у меня разваливается, крыша течет… А ключи от новой двухкомнатной квартиры уже получила. Конечно, уезжать отсюда не хочется… Все-таки родные стены, да и частный дом в Минске - это лучше, чем квартира.

Из соседней хаты выходит соседка Белла Львовна.

- Вот из коттеджей давно всех выселить пора, причем на улицу!.. - негодует Белла Львовна. - Мы тоже в свое время хотели новые дома построить. Но нам запретили: мол, улица идет под снос, к тому же здесь водоохранная зона. А они (Белла Львовна со злостью показывает на коттеджи. - Авт.) хоромы понастроили!.. А теперь, конечно, уезжать не хотят, конечно, сопротивляются.

Квартиры отселенцам дают на улице Колесникова (это другой конец города). Выделяют жилплощадь по принципу «метр в метр»: кому двушку, кому трешку. Плюс пообещали дать денежную компенсацию за фруктовые сады.

- Но сколько именно, мы уже который год узнать не можем, - вздыхают женщины.

Комаровское кольцо: Об отселении узнали по почте

Шесть частных коттеджей на Комаровском кольце собрались отселять недавно - соответствующие письма жители получили по почте.

- Мы были в недоумении, - говорит Андрей, жилец дома №20. - Ведь незадолго до этого я лично смотрел детальный генплан Минска, который утвердил президент. На нем видно, что наши дома остаются!

Жители стали разбираться. Выяснилось, что право на строительство на этом месте двух высоток (14 и 19 этажей) получила известная фирма.

Андрей вместе с другими жильцами стал изучать жилищные нормы. Люди выяснили, что разрешение на строительство было выдано не только с нарушением генплана, но и вопреки экологическим требованиям.

- По правилам четверть территории застройки должна отводиться под озеленение, а здесь дома будут стоять один на другом. Люди будут в окно разглядывать, что кушают в соседнем доме!..

Сейчас жильцы Комаровского кольца написали заявление в Комитет госконтроля с требованием разобраться в ситуации.

Денис Алейников: «В Европе люди, попавшие под отселение, считаются счастливчиками!..»

Адвокат Денис Алейников специализируется на делах, связанных с недвижимостью. Мы попросили его прокомментировать ситуацию, сложившуюся в Минске.

- Денис, подскажите, что делать жильцам с улицы Карла Маркса, которых вот-вот начнут переселять в Лошицу?

- Во-первых, не стоит паниковать. Сегодня нет нормативного акта об изъятии квартир либо об отселении граждан. Действующее в настоящее время решение Мингорисполкома «Об использовании части улицы Карла Маркса под пешеходную зону» не предусматривает ни одного, ни второго.

Сегодня есть только «концептуальный проект», который действительно предусматривает отселение людей. Но этот проект не может стать основанием для выселения. Такое решение вправе принять только Мингорисполком.

Именно на здравый смысл исполкома и надо надеяться жильцам. К тому же в статье 44 Конституции сказано, что «собственность, приобретенная законным способом, защищается государством».

- А исполком может вот так просто отселить жильцов любого дома?

- Нет, такое решение может быть принято только в отношении жилых помещений, которые по закону признаны не соответствующими санитарным и техническим требованиям и непригодными для проживания. Например, в том случае, когда фактический износ каменных домов более 70%. Но даже в этом случае судьба дома согласовывается с собственниками квартир - переселять их или восстанавливать этот дом.

- Если исполком примет решение об отселении людей с ул. Карла Маркса, что ждет жильцов?

- Либо выделение не меньшей по метражу квартиры, либо денежная компенсация. Хочу заметить, что формулировка «не меньшей по метражу» означает, что власти могут выделить большую квартиру, что и станет компенсацией разницы в стоимости.

С денежной компенсацией сложней - ведь при оценке квартиры по нашим законам не учитывается ее рыночная стоимость, этаж, район, удаленность от метро и прочие выгоды. Единственная норма, которая может помочь жильцам улицы Маркса, это указание в законе, что «жильцам домов повышенной комфортности должно предоставляться жилье также повышенной комфортности».

- А почему людям не могут выплатить рыночную стоимость квартиры - ту сумму, которую они получили бы при ее продаже?

- Потому что экспертизу стоимости жилья у нас может проводить лишь НИИ криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции. Но они владеют только методикой проведения экспертизы остаточной стоимости жилого помещения, и, соответственно, именно эту экспертизу и проводят. Методики оценки рыночной стоимости у нас нет.

- Как поступают в подобных случаях в других странах, тоже дают «жилье, равное по метражу»?

- Что вы!.. В Европе при отселении людей с жильцами идет настоящий торг, где последнее слово за жильцом. Там люди, попавшие под отселение, считаются счастливчиками - ведь на этом можно неплохо заработать! Даже в Москве в случае выселения жильцам предоставляется квартира не только аналогичной площади, но и рыночной стоимости.