Макс Фрай: «В Беларуси, только формально протесты против каких-то нелепых выборов»

Писательница из Вильнюса – о том, как в нашей стране рождается миф.

— Я каждый день собираюсь (и бесконечно откладываю, потому что это безумно трудно) написать про Беларусь, которая, судя по рассказам очевидцев, сейчас совсем уж, до оторопи пространство мифа; я имею в виду, там уже местами какие-то другие, для совсем другого человечества актуальные причинно-следственные связи работают, — пишет писательница Макс Фрай.

Катя вот недавно рассказала: нарисовали герб микрорайону Минска Лошица — лошадку, и на следующий день в Лошице (то есть, прямо посреди города) увидели пасущихся напротив жилых домов лошадей.

И буквально всё теперь там так делается. Овеществляются слова. Мне это очень знакомо, мы тут (в Вильнюсе) так и живём, но, справедливости ради, не всё население, а только те, кто ходит по самой границе. А у беларусов, похоже, сейчас на этой границе оказались примерно все.

Оно понятно, почему так: там сейчас много людей живёт в свой персональной наивысшей (ну или просто очень высокой) октаве, потому что победа над страхом, действие вопреки страху, непослушание, пренебрежение личной корыстью и правилами, навязанными социумом, особенно для благополучного человека, которому есть, что терять — одно из самых возвышенных состояний, это факт.

Вообще, сразу можно было понять, что там, в Беларуси, только формально протесты против каких-то нелепых выборов, а на самом деле, рождается миф; у них же вся история началась с того, что при большом стечении народа сокол сбросил перед зданием ЦИК мёртвую мышь.

Это уже до бесстыдного откровенная символика: в сказках самых разных народов сокол — символ власти, птица, которая садится на голову/плечо героя, и его тут же избирают царём; дохлую мышь дополнительно расшифровывать не надо, чего там расшифровывать, дохлая она.

Особенно поразительно всё это выглядит на общем фоне, именно сейчас, когда всё остальное условно цивилизованное человечество не просто живёт на низших октавах, а уже давным-давно дно пробило и продолжает погружение в ад. Чем бы ни закончилась история с искусственным карантином, непоправимое уже случилось: человечество сдало своё право свободно дышать, а это реально страшно.

Дыхание — единственный прямой способ связи с духом, потенциально доступный каждому. Было раньше. Теперь уже нет. Большинство подписало отказ от этого способа связи (своими действиями, страхом, покорностью, послушанием, тем, что позволили себя запугать и разрушить жизнь, которая только-только начала выруливать к хоть какому-то сходству с жизнью).

Честно говоря, не представляю, как вы всё это будете разруливать в свой смертный час, который очень скоро наступит, даже сто лет — это очень скоро. А сто лет мало у кого есть.

Впору, на самом деле, плюнуть и уйти подобру-поздорову, чтобы среди этой херни позорной не жить. Но тут вдруг — беларусы. Прямо здесь, у нас по соседству. Храбрые и весёлые. И очень по-хорошему злые.

В настроении, как писала мне Вера: «Так, бл**ь». В этом смысле — повторяюсь, но такое и тысячу раз повторить можно — беларусы уже победили, самим фактом, что они, вот такие, есть. И лично мне дают отмашку, то есть, ощущение смысла, а значит, право жить дальше среди сопящих в тряпку умертвий.

Я же правда технически не могу оставаться в живых, когда не ощущаю смысла, и сейчас всякий раз, когда сердце начинает рваться и останавливаться, потому что партия, понятно уже, проиграна, умертвение убедительно победило, оно тут уже везде, со всех сторон, я вспоминаю про беларусов, которые есть, и этого мне достаточно. Пока, по крайней мере. Ну ничего себе вообще.

На самом деле, говорить/писать обо всём этом достаточно бесполезно, но пусть будет. Чуваки в качестве необязательной побочки собственной невшибенной крутости жизнь мне ежедневно спасают. За такое обязательно надо благодарить.

А. И ещё. Если хоть сколько-нибудь сочувствуете беларусам, просто по-человечески симпатизируете хотя бы паре личных знакомых, которые участвуют в этих событиях, не говорите, тем более, не пишите скептических прогнозов. Просто заткнитесь. Найдите другие способы продемонстрировать, какие вы умные. Там сейчас пространство мифа, там слово имеет настоящую силу.

Сказать: «ничего не получится» = сместить баланс в пользу зла. А сознательно хотеть, чтобы ничего не получилось = лично, своими руками убивать и пытать. В пространстве мифа такой расклад, и такая ответственность. Звучит, понимаю, не особенно убедительно, но однажды, в пространстве между жизнью и смертью, вы удивитесь, увидев, насколько точными были эти неубедительные слова.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(140)