Политика

Мацукевич: Визит главы МИД в Венгрию – прорыв изоляции Европейского союза?

Бывший дипломат Павел Мацукевич – о явных и тайных смыслах рабочего визита министра иностранных дел Сергея Алейника в Будапешт.

– Формально – это ответный визит, потому что буквально два месяца назад Минск встречал министра иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петера Сийярто, – пишет Мацукевич в свежем выпуске Пульса Ленина-19. – Одновременно — это первый выезд главы МИД Беларуси в Европейский союз с президентских выборов в августе 2020-го.

Содержание поездки Алейника производит впечатление рутинного развития отношений, которым мешает война и санкции, несправедливо свалившиеся на ни в чем неповинный официальный Минск, пекущийся о народе, а не прессующий его.

Сергей Алейник и Петер Сийярто

Ответственность за агрессию России против Украины Алейник, вторя подходам Лукашенко, публично возложил на США. Виновниками санкций оказались евробюрократы, действующие по версии главного белорусского дипломата в ущерб интересов собственных граждан и бизнеса. 

Поскольку все это произносилось не во Дворце Республики в Минске, а в Будапеште — на территории Евросоюза, то звучало, конечно, и как вызов, и пикантно.

Кажется, что такой риторикой будет сложно расположить к себе Европу, если только за закрытыми дверями и без камер не говорилось что-то иное. 

Впрочем, еще недавно также сложно было представить себе обмен визитами такого уровня с государством из ЕС. И в этом смысле недавний приезд Сийярто в Минск, а теперь Алейника в Будапешт можно рассматривать как прорыв изоляции Европейского союза.

Для него вроде не было никакого повода со стороны Минска. Репрессии не прекращаются, количество политических заключенных достигло полутора тысяч, а миролюбие, о котором трубят власти, срывая овации своего фан-клуба, совсем не вяжется с размещением ядерного оружия и российскими солдатами в Беларуси.

После президентских выборов в августе 2020 года в отношениях с западными странами были приостановлены все традиционные механизмы взаимодействия – межмидовские консультации, заседания всевозможных рабочих групп, межправкомиссий, деловых советов. Венгрия снимается с паузы, с ней возобновляется процесс.

Заявленной целью визита главы МИД Беларуси в Будапешт как раз является участие в работе 11-го заседания межправкомиссии по экономическому сотрудничеству на правах сопредседателя. Сопредседателем комиссии с венгерской стороны является глава МИД Петер Сийярто.

Торгово-экономическое взаимодействие, на котором сделан публичный акцент визита Алейника в Будапешт, несомненно важно. Цифры не особо впечатляют, но потенциал есть и есть опыт совместных проектов, в частности кооперация белорусского и венгерского «штадлеров» по выпуску двухэтажных поездов.

В 2021 году товарный экспорт Беларуси в Венгрию достиг 89 млн долларов, за первое полугодие 2022-го, по данным Белстата, туда было продано товаров на 37 млн. Актуальная статистика превратилась в секрет.

Известно, что в Венгрию поставлялась продукция машиностроения, деревообрабатывающей отрасли, металлургии. В приезд Алейника в Будапешт венгерская сторона озвучила планы открытия в Венгрии сборочного производства тракторов «МТЗ», а также кооперации с участием венгерской фармацевтической и биотехнологической компании Gedeon Richter.

Главы МИД Беларуси и Венгрии провели встречу в формате «один на один» и хочется думать, что там обсуждались не только трактора, таблетки и ответственность США за войну в Украине. Торговля и инвестиции между Беларусью и Венгрией сильно ограничены санкциями.

Для того, чтобы их снять или хотя бы смягчить — красноречия Сергей Алейника и согласия с ним Петера Сийярто явно недостаточно. От официального Минска требуются действия и шаги в русле известных ожиданий не только Запада, но и беларусов. В таком случае может получится через Венгрию заново прорубить окно в Европу.

Венгрия входит в Европейский союз, но ведет свою игру, отличную от линии ЕС в том, что касается отношений с Беларусью и войны, развязанной Россией. Будапешт поддержал введение санкций в отношении Беларуси, но не отказал в аккредитации, назначенного нелегитимным Лукашенко. 

Реагируя на ситуацию в Беларуси и выходки режима, ЕС сделал основную ставку на санкционное давление, но оно не принесло желаемых результатов. Скорее наоборот только усугубило ситуацию в плане ужесточения режима и зависимости Беларуси от России. Кнут не сработал.

Линия пряника, проводимая Будапештом, тоже не застрахована от неудачи особенно с учетом того, в какой зависимости оказался официальный Минск от Кремля.

Тем не менее, попытки Венгрии найти взаимопонимание с Беларусью и выйти за пределы санкционной спирали можно только приветствовать, если, конечно, они касаются решения беспокоящих беларусов вопросов, а именно прекращения репрессий и выхода на свободу политических заключенных.

 Если по этим вопросам произойдут подвижки, диалог Беларуси с Венгрией имеет перспективы расшириться на весь Европейский союз. Если же нет, то и белорусско-венгерское сотрудничество и все планы, несмотря на громкие усилия и могучие потуги ведущих дипломатов, не будут иметь серьезных перспектив.

Неизвестно найдутся ли еще страны, желающие иметь дело с Беларусью посредством контактов с режимом, из-за которого страна крепко застряла.