Филин

Марк Дзюба

Мацукевич: В Европе нарастает дилемма: как быть с Беларусью. Санкции только усугубляют ситуацию

Старший исследователь Центра новых идей, бывший дипломат Павел Мацукевич – о том, почему могло быть отложено принятие нового пакета санкций ЕС против Беларуси, и зачем глава МИД Венгрии мог приезжать в Минск.

 

Павел Мацукевич

– Новый пакет санкций ЕС в отношении Беларуси до сих пор не принят — из-за того, что встал вопрос о послаблении ограничений на поставки белорусских калийных удобрений, сообщил корреспондент «Радио Свобода» в Брюсселе Рикард Йозвяк. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Сложно сказать, что на самом деле происходит, кто блокирует санкционные инициативы, прорабатывает смягчение действующих. Возможно, задержка связана с визитом в Минск главы МИД Венгрии и поставлена в зависимость от результатов его встреч.

Мировая продовольственная безопасность зависит от калия, а Беларусь – один из ключевых поставщиков этого сырья, вопросом озабочена ООН, но я не думаю, что дело именно в этом или заботе о голодающих.

– Белорусские активисты заблокировали ввоз в Литву двух фур с продукцией «Гродно Азота» – продукция поставлялась туда, хотя это предприятие находится под европейскими санкциями. О чем говорит эта история?

– Это доказательство теоремы обхода санкций. Есть страны, которые на этот счет уже могут издавать учебное пособие. Например, Иран, ну или скажем Россия – об опыте Крыма или своем актуальном. Беларусь тоже оттачивает навыки увода экономики в тень. И это один из прямых эффектов санкций, который не может быть откровением для их инициаторов.

Думаю, для многих в Европе нарастает дилемма насчет того, как быть с Беларусью. Вроде как нельзя не реагировать на репрессии и соучастие в войне, но все принимаемые санкционные меры только усугубляют ситуацию, не решая ни одной проблемы, а только вбивают Беларусь вглубь России.

– Может быть, еще слишком мало времени прошло, чтобы санкции оказали существенное влияние на белорусскую экономику и соответственно на позицию властей?

– Время имеет значение, но еще большее значение имеет цена санкционного давления. Я не согласен с подходом «любой ценой».

Кроме этого, исторический опыт показывает, что санкции сработали там, где они были вспомогательным инструментом дипломатии и где поставленные цели были напряженными, но реалистичными. Это принципиальный момент.

От Ирана добивались отказа от ядерной программы, от ЮАР — отказа от апартеида, в случае Ливии — от терроризма. Во всех случаях добились успеха, но вопрос о власти не ставился.

Если о сроках, то в ЮАР на достижение желаемого ушло 25 лет, в Иране — почти 13 лет, а в Ливии — 12. У нас столько времени нет — Беларусь превратится в российскую консерву северокорейского типа за меньший срок.

Ни Ливия, ни Иран не имели никакой внешней подпитки. В нашем случае под боком Россия. Мой скепсис по поводу санкций в немалой степени связан именно с этим фактом. Россия обращает все санкционное давление на Беларусь в свою пользу. Это к вопросу о цене. Она в итоге может стать неподъемной.

– Глава МИД Венгрии Петер Сийярто посетил в Минск. Чего он мог добиваться этим визитом?

– Пока сложно судить. В любом случае визит разнообразил санкционное давление ЕС переговорным треком. Беды от этого точно не будет, а польза вполне возможна.

Венгрия по большому счету не прекращала контактов с Беларусью, приняла верительные грамоты посла, назначенного после августа 2020-го. Министры иностранных дел не так давно созванивались.

Диалог мог быть продолжен по телефону, но глава МИД Венгрии счел нужным приехать. Возможно, для проведения непубличной встречи с Лукашенко, возможно, визит ограничился теми переговорами, о которых было сообщено официально.

В любом случае визит показателен — это первый приезд европейского чиновника такого уровня после августа 2020 года, и он может означать начало новой главы, если будет успешен.

ЕС ничем не рискует фактом приезда главы венгерского МИД в Минск. Если его миссия будет провалена, Брюссель сможет остаться в стороне, продолжив развитие санкционного досье. Если миссия окажется успешной — например, наметится готовность искать развязки интересующих проблем, то появятся основания отодвинуть санкционное досье и уделить белорусскому вопросу больше европейского внимания.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.8(39)